Карьеру лошади в графическом изображении художника.
движении мы легко установим все три фазы, а именно: первая — момент оттал
кивания от земли и постепенного подъем ма, вторая — достижение высшей, кульми
национной, точки и третья — падение на землю. Ясно, что первая и последняя фазы не характерны для прыжка; с другой сто
роны, и кульминационный момент, заснятый со скоростью сотых долей секунды, не производит впечатления стремительности движения.
В этом нет ничего парадоксального. Камень, брошенный вертикально вверх, постепенно теряет свою первоначальную ско
рость и, достигнув предельной высоты, т. е. точки, когда ею скорость равна нулю, на
чинает падать вниз. Таким образом, мы можем установить, что кульминационная точка движения не является наиболее выгодной для фотографирования.
Посмотрите на блестяще выполненный в техническом отношении снимок «Гопак». Фотограф использовал все возможности для того, чтобы подчеркнуть движение. Благодаря низкой точке съемки фигура танцора оказалась на фоне неба, что при
дало этой фигуре движение вверх; все же, несмотря на это, снимок не производит впечатления движения — танцующий, до
стигнув кульминационной точки своего прыжка, как бы повис в воздухе.
С технической точки зрения интересен снимок женской эстафеты. Фотограф в
момент съемки слегка двинул аппарат вслед за движением бегущей спортсменки, задний фон вышел смазанным и как бы подчеркнул быстроту бега. В этом снимке также схвачен момент висения в воздухе, но в нем есть динамика. Мы видим, как бегущая оттолкнулась правой ногой и при
земляется на левую. Легкая смазанность ступней здесь очень уместна, она также подчеркивает быстроту передвижения.
Но главное достоинство снимка заключается не в одном движении ног. Обратите внимание на то, что верхняя часть корпу
са бегущей спортсменки, главным образом,
плечи, по инерции продолжают движение предыдущей фазы, в то время как ноги перешли уже к следующей фазе.
В снимке схвачен тот редкий синтетический момент перехода от одного положения к другому, который и создает впечатление движения.
Продолжим наш анализ прыжка. Итак, мы установили, что первая фаза — отталкивание от земли—и последняя—приземление— не характеризуют движения, кульми