национный же момент прыжка не динамичен.
Но при данных условиях мы стоим как будто перед неразрешимой задачей. Одна
ко среди большого количества неудачных фотоснимков прыжка мы все же встречаем отдельные фото, прекрасно передающие динамику и напряженность этого упражнения.
Эти снимки дают ключ к пониманию того, какой именно момент должен уловить фотограф.
Оказывается, что если кульминационный момент прыжка при засъемке не передает движения, то все же наиболее выгодный момент для фотографирования будет на несколько мгновений раньше или позднее момента достижения высшего подъема.
Рассмотрим прекрасную работу Родченко «Прыжок с шестом». Снимок сделан за не
сколько мгновений до достижения высшей точки. Схвачен наиболее характерный,
синтетический момент движения, когда последним напряжением всей мускульной системы прыгающий стремится к высшей точке подъема. Посмотрите на снимок. Уже самое построение кадра динамичное. Прежде всего наше внимание привлекает
темное пятно головы и напряженных рук, крепко захвативших шест. Мы видим, и не только видим, но и чувствуем, что сейчас в этих руках с напряженными мышцами сосредоточивается момент взрыва энергии, что пройдет одно мгновение — и они, завершая свое разгибательное движе
ние, оттолкнутся от шеста и перебросят тело через планку. Чем дальше скользит наш взгляд налево, тем динамичнее стано
вится снимок. От момента еще только наступающего разгибания рук глаз наш че
рез контрастирующее светлое пятно изог
нувшегося корпуса переходит к ногам, которые уже находятся в стадии почти- пол
ного завершения движения. Очень ценен в композиционном отношении силуэт рейки, как бы летящий по диагонали вниз и этим еще более усиливающий динамичность кадра.
На этом редком фотоснимке мы действительно постигаем, что движение проте
кает не только в пространстве, но и во времени, которое в действительности никогда не останавливается.
Подавляющее же большинство фото, показывающих движение, именно тем и отли
чается, что, схватывая неудачно выбранный момент и фиксируя его в сотых или тысячных
долях секунды, они как бы останавливают время. И художнику или фотографу-художнику надо уметь передать впечатление дви
жения или жеста, длящегося несколько мгновений. В этом ценность художественного произведения.
Этот синтетический момент длится мгновение, но он есть в каждом движении — в беге, танце, ходьбе. Нужно только иметь зрение художника и нужно предварительно внимательно присмотреться к предполагае
мому для съемки движению для того, что
бы уловить этот момент. Если бы Родченко опоздал на сотые доли секунды, он успел бы заснять лишь кульминационный, мерт
вый и ничего не говорящий момент прыжка.
Мы уже упоминали ранее, что для передачи впечатления движения на снимке мо
жет служить также и момент, следующий за кульминационной точкой. Для характеристики приведем фото «Олимпийский прыжок». Передача движения здесь достигает
ся тем, что ноги только что закончили основное движение «ножниц», и правая нога уже начинает момент спуска, в то время как корпус и руки по инерции продол
жают фазу предшествующего момента. Наклон корпуса влево и композиция кадра
„Мертвая точка в снимке С. Фридлянда „Гопак .