XI
а затем им надлежало ждать ответа союзников и в указанный этими последними срок окончательно принять их мирные условия. Германия была заранее готова на самые тяжелые условия, но того, что она получила в Версале 7 мая. она никак не могла ожидать. Тщетно заявляла она в ноте от 9 мая, что главнейшие основы мирных переговоров совершенно изменены в союзнической проекте и что требований этого проекта не может вынести ни один народ: на другой же день Клемансо сообщил германской делегации, что все, что полагается, соблюдено в проекте договора и что союзники «не могут допустить никаких дискуссий по поводу их права устанавливать основы условий мира».
С этого дня началась обширная переписка между германской делегацией и мирной конференцией. Все постановления мирного договора о репарациях покоятся на признании Германией своей ответственности за войну. Еще 29 ноября 1918 г. германское правительство послало союзникам ноту с предложением назначить нейтральную комиссию для устаноЕления действительных виновников войны с тем, чтобы бывшие противники предо
ставили в распоряжение этой комиссии весь необходимый документальный
материал. Союзники набрали в рот воды, и только 7 марта 1919 г. британское правительство «имело честь уведомить» Берлин, что, по его мнению, «бесполезно давать какой-либо ответ на германское предложение, так как, по мне
нию союзных правительств, ответственность Германии за войну давно уже установлена с несомненностью». 13 мая 1919 г. германское правительство вновь вернулось к этому вопросу, оспаривая единоличную ответственность за войну правительства императорской Германии. Того же 13 мая Германия послала ноты по экономическим и территориальным вопросам; 16 мая
последовала ее нота по Саарскому вопросу, 17-го—по вопросу огерманских христианских миссиях, 22-го—по вопросу о частной имущестЕе немцев за границей, 3 июня—-по вопросу о союзнических попытках создать особую Рейнскую республику; особые ноты были посланы по вопросу о Лиге Наций и о международной охране труда.
ГЕРМАНСКИЕ КОНТР-ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Занятые этой перепиской, заведомо обреченной на неуспех, немцы пропустили срок для своих общих, постатейных Еозражений на предъ
явленный им проект мирного договора. Они вынуждены были попросить 20 мая отсрочки и получили ее сроком до 29 мая. В день истечения этого нового срока немецкие контр-предложения и возражения на союзнические требования были уже готовы и отправлены мирной конференции. Обширный документ распадался на две главные части. Часть первая заключала в себе «общие замечания». В ней трактовалось о правовых основаниях мирного договора, о противоречиях между союзническим проектом и соглашением
сторон относительно принципов будущего мира и затем делались соответствующие выводы. Вторая часть заключала в себе немецкое предложение, шедшее приблизительно по той же программе, что и проект противников,
но, разумеется, совершенно отличный от него по существу каждого отдельного постановления. Прошло 18 томительных дней, и немцы получили обширный «ультиматум союзников» со строжайшим выговором Германии за ее попытки возражать победителям, а вместе с ультиматумом—про
странный меморандум, заключавший в себе ответ пункт за пунктом на все германские возражения. В тот же день немецкая делегация покинула. Париж, и это уже само по себе до некоторой степени характеризует стиль и содержание документов от 16 июня.