IV
союзнинов Англия выторговала себе лучшие куски при разделе Турции, превращение в свою сферу влияния нейтральной зоны в Персии, полюбоЕный раздел (с Францией) Камеруна и Того. Франция обеспечила себе согласие России на присоединение Эльзас-Лотарингии и левого берега Рейна с признанием за Францией особых интересов в Саарском бассейне,
а также видное участие в разделе Турции и Африки. На Балканах за участие в войне союзники предлагали одно и то же и Сербии, и Греции, разумеется, с тем, чтобы одна из этих стран не знала, что обещано другой.
ОФИЦИАЛЬНАЯ ОБЩЕСОЮЗ НИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА МИРА.
Впервые союзнические требования на случай победы над Германией были формулированы на конференции в Париже 14—17 июня 1916 г. На этот раз они касались одной только экономической стороны. Впредь до полного восстановления своей экономической мощи союзники решили не ставить центральные державы в положение наибольшего благоприятствования, вовсе не допускать к себе или допускать под условием особых ограничений их товары, а гражданам Германии и ее союзниц не по
зволять заниматься некоторыми промыслами и ремеслами в каждой данной
союзнической стране. Что же касается всего последующего послевоенного времени, то по отношению к нему союзники согласились не допускать зависимости от бывших неприятелей ни в получении сырья, ни в получении
фабрикатов. Таким образом контуры части Х-й Версальского мирного договора 1919 г. достаточно четко вырисовались уже на Парижской экономической конференции 1916 года.
Более полно и отчетливо намерения союзников в отношении Германии обнаружились в той коллективной ноте, которую они послали 12 января 1917 г. в ответ на предложение президента Вильсона высказаться о желательных для сторон условиях будущего мира (американская нота от 18 дек.
1916 г.). Сам Вильсон рекомендовал в качестве основы этого мира обеспечение прав и свободы, одинаково —больших и малых народов, отказ от практики войн, создание Лиги Н а- ц и й для разрешения международных конфликтов и для установления прочного международно-правового порядка. Союзники согласились и на создание Лиги, обладающей принудительной силой, и на «уважение к правам всех малых и больших народов». Но вместе с тем они потребовали,
чтобы была признана ответственность Германии за войну ,и чтобы им было обеспечено возмещение их убытков. Сверх этого они потребовали: «восстановления Бельгии, Сербии и Черногории..., очищения занятых областей
Франции, России и Румынии..., возвращения областей, которые раньше были насильно отняты у союзников против воли населения, освобождения итальянцев, южных славян, румын, чехов и словаков от иностранного владычества, освобождения народностей, подчиненны кровавой тирании
турок, и изгнания Оттоманской империи из Европы». В заключение союз
ники прибавили, впрочем, что в их намерения никогда не входило уничтсжение германского народа или его устранение с политической арены.

«ЧЕТЫРНАДЦАТЬ ПУНКТОВ» ПРЕЗИДЕНТА ВИЛЬСОНА.
Законченный синтезом этих союзнических требований и требований Америки явились знаменитые «14 пунктов» мирных условий, которые 8-го января 1918 г. (через 9 месяцев по вступлении Соед. Штатов в войну) Вильсон изложи л в своем послании к конгрессу. Вот вкратце эти пункты: 1. Отказ от тайной дипломатии. 2. Свобода морей. 3. Свобода торговли.