V
4. Ограничение вооружений. 5. Справедливое урегулирование притязаний. 6. Очищение занятых русских областей и разрешение всех касающихся России (революционной) вопросов. 7. Очищение и восстановление Бельгии.
8. Очищение и восстановление занятых французских областей и возвращение Франции Эльзас-Лотарингии. 9. Исправление итальянских границ согласно ясно выраженному национальному признаку. 10. Самостоятельное развитие народов Австро-Венгрии. 11. Очищение и восстановление Румынии,
Сербии и Черногории; предоставление Сербии свсбодного выхода к морю. 12. Урегулирование турецкого вопроса; самостоятельное развитие нетурецких народностей вТурции; интернационализация Дарданелл. 13. Ссздание независимой Польши с нессмненно польским населением. 14. «Должно
быть образовано общее объединение наций на основе оссбых статутов в целях создания взаимной гарантии политической независимости и территориальной целости как больших, так и малых государстЕ».
ПЕРЕГОВОРЫ О ПЕРЕМИРИИ.
К октябрю 1918 г. окончательно выяснилась невозможность для Германии продолжать войну. В ночь с 4 на 5 октября германское прави
тельство послало Вильсону просьбу взять в свои руки дело восстановления мира, оповестить об этом желании Германии остальных союзников и назначить уполномоченных для ведения предварительных переговоров. Переговоры должны вестись на основе указанных «14 пунктов» и всех последующих дополнений к ним, еще более подчеркивающих демократизм требований Вильсона: 4 пункта от 11-11-1918 г. (речь Вильсона в конгрессе), 4 пункта от 4-ѴІ1-1918 г. (речь в Маунт-Верноне) и 5 пунктов от 27-ІХ-1918 г. (речь в Нью-Иорке); итого—27 пунктов.
Прежде, чем дать немцам окончательный ответ, американское правительство решило хорошенько все взвесить. 8 октября оно телеграфиро
вало в Берлин о том, что речь может итти лишь «о практических деталяхприменения вильсоновских пунктов, и потребовало предварительного
очищения немцами занятых ими неприятельских областей. Германсксе правительство согласилось на требования этой ноты. 14 октября в Берлин пришла, однако, новая американская нота. Американцам оказались
нужны еще большие гарантии с немецкой стороны: должно быть сбеспе
чено дальнейшее превосходство сил союзников на всех фронтах; подеоднэя война должна быть немедленно прекращена. Во избежание недоразумений немцам были повторены при этом слова Вильсона (4-ѴІ 1-1918 г.) о не
обходимости «уничтожения всякого произвола и всякой власти, которые в своих интересах и тайным образом могут нарушать мир народов». Германия согласилась и на эти дополнительные требования, осторожно обратив внимание американцев на то, что теперь у нее имеется ответственное правительство. И тем не менее перемирия все нет и нет. В ноте от 23 октября Соед. Штаты требуют уже в качестве предварительного
условия для перемирия, чтсбы союзникам была обеспечена возможность принудить врага к принятою любых положений и сделать для него совершенно неосуществимый возвращение к новым военный действиям. В этой же ноте было без сбиняков высказано, что Вильгельм II решительно не нравится американскому правительству. Рейхс-канцлер Зольф снова обращает внимание государственного секретаря Лансинга «на далеко идущие изменения в конституционной жизни Германии», но тщетно: участь Гогенцоллернов была уже предрешена в Вашингтоне.
Выяснив степень слабости и покорности побежденного врага, американское правительство одновременно выяснило и позицию своих союзников. Они согласны заключить с Германией мир на основе вильсоновских