VIII
дурно зарекомендовавшей себя во время балканских войн, а потому предложила (во изменение проекта) не привлекать эти государства к указанному делу.
Общая сумма репарационных платежей, исчисленная в 2.225.000.000 золотых франков, была признана меморандумом от 25 октября значительно превышающею болгарскую платежеспособность.
Длинный ряд детальных возражений был сделан также в этом меморандуме против некоторых из важнейших финансовых и экономических
положений союзнического проекта и, в частности, против его отделов, касающихся договоров, долгов, «имуществ, прав и интересов», «контрактов, давностных сроков и судебных решений» и др.
УСТУПКИ СОЮЗНИКОВ БОЛГАРАМ.
На замечания и возражения болгарской делегации от 25 октября союзники ответили меморандумом от 3 ноября. В нем по установившейся традиции сообщалось, что союзники «хотят лишь справедливого и, следова
тельно, прочного и благодатного мира». «Они чувствуют, что данные условия мира, выработанные вне влияния страстей, являются наиболее при
годными для обеспечения мирного развития Болгарии и дают Болгарии возможность в краткий срок восстановить свою нормальную жизнь». На
большинство важнейших болгарских возражений против союзнического* проекта в ноте Клемансо были сделаны контр-возражения, некоторые,
менее существенные, в ней были просто обойдены молчанием, что, однако, «не должно было означать согласия со сделанными предложениями», а в связи с некоторыми йз замечаний болгар союзники согласились внести в свой первоначальный проект кое-какие изменения.
Пожалуй, можно даже утверждать, что по количеству и по отонсительной значительности этих изменений, в сравнении с первоначальным текстом, мир в Нейи не отстает от других больших мирных догово
ров 1919—1920 г.г., в особенности от Версальского и Трианонского, и что с этой точки зрения позволительно говорить о «крупных» достижениях болгарской делегации.
Так, ей удалось получить, по ст. 69 договора, право Болгарии на содержание пограничной стражи в 3.000 человек; по ст. 83 Болгарии, разрешено содержать вдоль ее морских берегов и на Дунае 4 миноносца и 6 моторных лодок в полицейских целях и в целях надзора за рыбной ловлей (без мин и без приЬпособлений для минометания). Согласно § 11 приложения к ст. 176, баланс состояния болгарских долгов должен подводиться союзническими «проверочными и компенсационными бюро» не еже
месячно, как предполагалось в союзническом проекте и как то имеет место в Версальском прототипе Нейи, а каждые 3 месяца. Но что все это по сравнению с тем, чего хотела Болгария и о чем она просила Конференцию?
В общем и целом из всех 296 статей текста договора изменения и добавления претерпели в итоге «переговоров» только лишь 13 статей, если не считать еще изменений в некоторых приложениях.
Зато, сделав болгарам подобного рода уступки, союзники решили, что это предел, дальше которого они не пойдут ни при каких обстоятель
ствах, и потребовали, чтобы болгарская делегация в течение 10 дней или целиком приняла предложенный ей текст, или целиком же отвергла его.
ПОДПИСАНИЕ И РАТИ ФИКАЦИЯ ДОГОВОРА.
Чрезмерно тяжелые условия «демократического» союзнического мира вызвали в Болгарии всеобщее возмущение. Изо всех ее углов посыпа