IX
лись всевозможные резолюции протеста. Болгарская делегация поспешила демонстративно покинуть Францию и вернуться во-свояси. Но союз
ники-победители были неумолимы. После этого коалиционному кабинету Тодорова ничего не оставалось, как выйти в отставку. На смену ему у власти стал однородный кабинет руководителя крестьянской партии Стамбулийского, убежденного антантофила и горячего противника участия Болгарии в войне, за свои выступления против этого участия просидевшего в тюрьме с первого и до последнего дня войны.
Стамбулийский согласился подписать мир на предложенных врагами условиях, а чтобы доставить удовольствие себе, своей партии, широким слоям болгарского населения и Антанте, он отдал под суд членов кабинета Радославова, втянувшего Болгарию в войну, обвинив их в государственной измене и в превышении власти. Под суд отданы были также многие из депутатов, сторонников правительства военного времени и представителей болгарского делового мира, поддерживавших его. Из этих по
следних около 10 человек были позже признаны виновными в национальной катастрофе и приговорены к нескольким годам тюрьмы и, все вместе, к 4х/г миллиардам лев денежного штрафа.
Мир в Нейи был подписан 27 ноября 1919 года, а вступил в силу в итоге всех необходимых ратификаций 9 августа 1920 года.
II.
§ 4 ПРИЛОЖЕНИЯ К СТАТЬЕ 179 ДОГОВОРА В НЕЙИ.
В связи с § 4 приложения к отделу IV части IX (после ст. 179) договора в Нейи — (имеющегося в соответствующих отделах и других мирных договоров: Версальского, Сен-Жерменского и Трианонского) -между болгарами и греками возник спор о его толковании. Этот параграф предусматри
вает возможность для Союзных или Объединившихся Держав использовать
имущества болгарских граждан на их территориях для известного рода возмещений и, в частности, для возмещения за акты болгарских властей,
совершенные после 11 октября 1915 года, но до вступления в войну данной союзнической державы.
Не вполне ясным оставалось, однако: 1) относятся ли указанные постановления к актам болгарских властей, совершенным вне болгарской территории, какою она была до 11 октября 1915 года, и в частности, к обла
стям, оккупированным Болгарией после ее вступления в войну, и 2) можно ли ссылаться на § 4 лишь в связи с убытками, причиненными материальным интересам истцов или также в связи с ущербом их личности, как-то: плохое обращение, высылка, интернирование.
18 марта 1924 года стороны составили в Софии третейскую запись о разрешении обоих спорных вопросов в порядке сокращенного производства Постоянной Палатой Международного Суда. Суд, в составе предсе
дателя Лодера, вице-председателя Вейса и судьи Губера, единогласно вынес свое решение 12 сентября того же 1924 года.
Согласно этому решению, выражение договора «акты, совершенные...» не содержит в себе никаких указаний на то, что «оно относится только к имуществу, в противоположность личности истцов, или к болгарской на
циональной территории, вотличие^от округов, оккупированных Болгарией».
Оно имеет в виду «акты, противные международному праву и включающие обязательство репараций». Следовательно, § 4 должен толковаться, как «допускающий иски в отношении актов, совершенных даже вне болгарской территории, какою она была до 11 октября 1915 года, и в отношении убыт