XI
угол отделен от остальной Югославии непроходимыми горами, экономически он всецело тяготел к Болгарии, и с отходом от этой последней ему грозило полное обнищание. Напротив, с Сербией он не имел ни малейших связей, и если она потребовала его себе, то исключительно из стратегических соображений.
В заключение,—Болгария оказалась отрезанной от Эгейского моря, и, по ст. 48 договора, главные союзные державы обязались лишь гаранти
ровать ей «свободу экономического выхода» к нему. Позже такой выход и был искусственно создан для нее в форме особого режима для болгарских граждан, судов и грузов в порте Дедеагач, согласно договору, заключенному в Севре 10 августа 1920 года. Однако, такая комбинация не удовлетво
рила болгарское правительство, и вопрос повис в воздухе. Как известно, на Лозаннской конференции Болгария снова выставила требование о допущении ее к Эгейскому морю. На этот раз ей было предложено право пользоваться портом Дедеагач уже вместе с 30-верстной зоной по обоим берегам р. Марицы, но под условием, чтобы зона эта находилась под кон
тролем союзников или Лиги Наций. Болгария и на этот раз отказалась пойти навстречу союзническому предложению, считая, что и порт, и «Ма
рицкий Коридор» должны принадлежат ей на началах неограниченного суверенитета.
И все же, по сравнению с другими побежденными в империалистической войне странами, — с Германией, Австрией, Венгрией и Турцией,— Болгария в территориальном отношении и по количеству населения поте
ряла сравнительно немного. Против 123.670 кв. клм. (а по другим данным
против 116.000 или даже 114.180) в 1913 г. она в 1920 г. сохраняла 103.146—- 102.740 кв. клм. своей земли. Из населения в 5.517.700 чел. в 1913 году в 1920 году у нее осталось 4.860.311 чел. (по другим данным, — из 4.900.000 осталось 4.500.000). По составу своему, население Болгарии осталось почти чисто болгарским. Тем не менее, по примеру Сен-Жерменского мира и, очевидно, чтобы не отличаться от миров Севрского и Трианонского, мир в Нейи содержит в себе полностью отдел о «защите меньшинств».
Вместе с тем не приходится упускать из виду, что попрежнему за пределами Болгарии остается колоссальное количество болгар. Болгарские и болгаро-фильские источники исчисляют их в 31/г милл. человек, из которых около 1ji милл. должны приходиться на Югославию, свыше 1 миллиона на Румынию, остальные на Грецию. Только небольшая часть их сможет переселиться в Болгарию на основании таких конвенций, как заключенная одновременно с подписанием мира греко-болгарская конвенция о взаимном обмене эмигрантами. Между тем, встречающиеся во всех других мирных договорах 1919—1920 г.г. положения о праве жителей уступаемых областей выбирать гражданство в договоре 27 ноября предупредительно вычеркнуты,
несмотря на знакомые уже нам указания Тодорова. В результате этого — положение болгар в других странах во многих случаях оказалось воистину отчаянным. По свидетельству Лоджио (автора книги о Болгарии в серии: «Nations of to-day» by Buchan), посетившего Добруджу летом 1920 года, все болгарские церкви и школы в ней были закрыты. Болгарские дети прину
ждались к посещению румынских школ, в которых они не понимали ни слова. Болгарские книги и газеты совершенно не допускались в страну, так что у самого Лоджио были отняты две его собственные болгарские книги.
Точь в точь то же, по его словам, происходило в это время с болгарскими церквами и школами в Македонии. Прославленный вильсонизм с его обе
щаниями удовлетворить национальным требованиям всех народов, боль
ших и малых, победивших и побежденных, и здесь проявил себя, как и следовало ожидать, полным и злостным банкротом.