НА ПУТИ К ПЕРЕМИРИЮ.
Болгария была первой из держав центрально-европейской коалиции, прекратившей борьбу с Антантой и попросившей у нее перемирия. К этому побудила ее недостаточность ее собственных сил для противодействия чис
ленно и технически далеко превосходившим ее противникам, между тем как главный из ее союзников, Германия, отказал ей в необходимой поддержке.
Еще в апреле 1918 года болгарский главнокомандующий, ген. Жеков, предостерегал, что при отсутствии германской поддержки «риск и неожиданности могут быть велики» для болгарской армии. Об этом же предупре
ждал 15-го того же апреля главную болгарскую квартиру в Кюстендиле премьер-министр Радославов.
Между тем, занятый мыслью об успехе на главном театре военных действий, Гинденбург писал в середине июня в Кюстендиль: «Я вынужден
отозвать немецкие войска для того, чтобы сражения на западном фронте не тянулись до бесконечности из-за недостатка боевых сил и резервов». В это время немцев в Македонии находилось всего лишь до 15.000 (3 батальо
на и 50 батарей). Если уже сильнейший из союзников оказался в столь трудном положении, что ему пришлось учитывать и. вытребовать к себе
каждую, даже совсем незначительную, часть своей армии, то на что же было рассчитывать самой Болгарии? Противники же ее не только не ослабе
вали, но с каждым месяцем все более и более усиливались. К середине сентября на салоникском фронте находилось: 180.000 французов, 120.000 ан
гличан, 42.000 итальянцев, 140.000 сербов и 135.000 греков. В решительном сражении при Добром Поле болгары против неприятельских 45 батальонов и 600 орудий были в состоянии выставить лишь 15 батальонов и 38 орудий. Болгарскую армию охватила паника, обещанные германские и австро
венгерские подкрепления не подошли, допускать противника разлиться по болгарской территории не имело смысла. 15 сентября войска Антанты прорвали болгарский фронт, проникли за них на 30 километров, перешли горную цепь между Черной и Вардаром, взяли Демир Капу и отбросили
болгар на Бабунские горы. 21-го сентября премьер-министр Малинов, сменивший в июне Радославова, письмом к царю Фердинанду потребовал принятия решительных мер для выхода из создавшегося невыносимого положения. 25-го сербы заняли Истып и Кошаны, страну охватила революция, и в этот же день болгарский совет министров постановил просить у противника перемирия.
Просьба о перемирии была направлена того же 25-го числа через посредство английского командования в Салоники к ген. Франшэ д’Эсперэ,

Мир в Нейи.

I.
К ИСТОРИИ ДОГОВОРА.