VII
в том же порядке, какой установлен для австрийских и венгерских территорий, уступленных вновь созданным государствам.
Вторая часть замечаний касалась границ Болгарии. Здесь тон болгарской делегации совсем иной. Со всей решительностью она восстала против предоставления Добруджи Румынии вопреки «формальному и неоднократному обещанию союзных правительств определить на мирной
конференции окончательный статус Добруджи». В Южной Добрудже румын всего 2,25%. Там, правда, много турок, но «все они желают вернуться под власть Болгарии». Вопрос о Македонии делегация предложила раз
решить в смысле создания из Македонии в ее географических границах независимого государства под контролем главных союзных держав или одного из них по назначению мирной конференции. Следует отметить, что в ноте великим державам от 29 мая и в письме к мирной конференции от 12 августа болгарское правительство предлагало несколько иное решение вопроса о бывших турецких областях с христианским населением, а в том числе и Македонии; а именно: автономный режим для них под гарантией Лиги Наций или одной из великих держав по мандату Лиги и при условии референдума. От этой мысли оно также не отказалось, и в меморандуме от 25 октября оба предложения мирно ужились рядом. Присоединение к Югославии обширных болгарских территорий в районах Тимока, Цари
брода, Трна, Боссилеграда и Струмицы с площадью в 2.481,4 кв. клм. и с 92.023 жителей (из них, по болгарским подсчетам, 76.479 болгар) дало повод болгарской делегации привести обширную справку исторического, этногра
фического, экономического, стратегического и церковного характера в пользу сохранения их за Болгарией. В отношении Западной Фракии болгарское желание было—сохранить довоенную границу. Территории, непосредственно уступленные Греции и населенные по преимуществу болгар
ским населением, по мнению болгарской делегации, также совершенно неправильно отнимались у Болгарии.
Третья часть болгарского ответа мирной конференции касалась военных, финансовых и экономических постановлений союзнического проекта, а также вопросов о военнопленных, о санкциях и о возобновлении дипло
матических сношений между победителями и Болгарией. Больше всего возражений вызвал с болгарской стороны порядок комплектования бол
гарской армии путем добровольного найма: он и стоит дорого, и трудно осуществим в такой чисто крестьянской стране, как Болгария. Разрешенный союзниками численный состав этой армии также не удовлетворил болгар, и они попросили прибавки лишних 5.000 солдат и более выгодного процентного соотношения между офицерами и солдатами. От содер
жания у себя морского и речного военного флота Болгария отказалась «охотно», но выразила желание иметь несколько судов для несения бе
реговой охраны. Точно так же полное запрещение иметь воздушные суда заставило ее осторожно попросить о «праве иметь две эскадрильи аэропланов в целях поддержания порядка и для нужд внутренней полиции».
Статья 175 проекта предусматривала восстановление в Болгарии консульской юрисдикции, уже отмененной путем соглашений с рядом стран. В этом отношении контр-предложения болгарской делегации не пошли дальше сохранения status quo ante bellum.
Против предусмотренного частью VI проекта суда главных союзников над болгарами, виновными в нарушении законов и обычаев войны, делегация Тодорова не стала возражать, но она «не могла чувствовать такого же доверия к юстиции соседних балканских государств», очень