Для оперативной фоторепортерской работы нужно иметь одну или две камеры типа «Лейка» с набором оптики: широкоугольник с F = 35 мм, рабочий объектив с F = 50 мм и геле с F = 135 мм.
В полярной полосе часто приходится работать в атмосфере, насыщенной влагой. Поэтому аппараты я хранил в брезентовых футлярах, покрытых лаком /и обитых цинком снаружи и внутри. Каждая принадлежность к камере имела в футляре свое определенное гнездо и закреплялась так, что при любом пово
роте футляра предмет оставался на месте. Чтобы иметь возможность быстро выбрать необходимую кассету (патрон с пленкой), я накладывал цветное сукно на алюминиевые гиль
зы, в которых хранились кассеты. Красное сукно обозначало, что в этом пенале хранится панхром, зеленое указывало на ортохром. Пос
ле того как материал заснят, пенал кассеты я переворачивал алюминиевым донышком вверх. Поэтому мне всегда было известно, сколько у меня пленки снятой и сколько еще осталось.
Отправляясь в арктическую экспедицию, не следует запасаться большим количеством сортов негативного материала. Я, например, всегда предпочитал пленку средней чувствительности, потому что она в большей степени гарантирует сохранность материала и дает возможность лучше всего исправить ошибки при экспозиции. Не увлекаясь приобретением высокочувствительной пленки, я брал с собою в экспедицию обычно два сорта— Кодак с противоореольным подслоем и Агфа-кинохром.
Перед поездкой ,в Арктику я несколько раз побывал на пластиночной фабрике, где по мо
ей просьбе мне изготовили пластинки 9*12, 180° по X. и Д. и тщательно их упаковали.
Пластинки я уложил в воздухонепроницаемые коробки, обернутые изоляционной лентой.
Рекомендую в условиях высокоширотных экспедиций воздерживаться от проявления негативного материала. Следует лишь сделать пробы и записать номер эмульсии.
Не следует, конечно, забывать о тех эмульсиях, которые составлены на солях железа (кинопленка Ферания и др.). Известно, что изображение на солях железа сильно ослабевает или совершенно исчезает. Поэтому подобные эмульсии требуют немедленного проявления.
Для перестраховки рекомендую каждый сюжет снимать не менее двух раз.
Снятый материал следует точно датировать, дав соответствующую номенклатуру каждому снимку и обозначив время и место съемки. Потом негативы или пленку необходимо вло
жить в металлическую коробку, обезопасив от проникновения воздуха изоляционной лентой.
Много химикалий брать с собою не следует, но то количество, которое берется с собой, необходимо предварительно развесить, разме
стить в стеклянных коробках и пробки их запарафинировать, а стеклянные коробки уложить в металлическую коробку. Особенно тщательно надо упаковывать фиксаж.
Во время шторма вода нередко попадает в каюты. Поэтому я советую хранить фото
имущество в портативных металлических ящиках. Каждая вещь в таком ящике должна иметь строго определенное место и обозначение снаружи.
Костюм и верхнее платье фоторепортера должны быть практичны и удобны для рабо
ты. Даже крючок, задерживающий сползание ремня от футляра (с аппаратом) — немаловажная мелочь.
Для арктических экспедиций следует заказать специальную обувь, легкую и теплую,
непроницаемую для влаги. Обувь обязательно должна быть ношеной.
К проявлению негативного материала надо подходить без спешки и крайне осмотритель
но. Один неосторожный шаг может погубить ценнейший материал.
Наиболее рациональным является метод проявления в трех ваннах. Первая из них содержит проявитель для недодержанных негати
вов, вторая—для нормальных и третья — для передержанных. При этом следует остановить
ся на проявителе типа выравнивающих экспозицию, например, на проявителе метолглициновом (его состав: метола 1/2 г, глицина 1/2 г,
сульфита кристаллического 3 г, буры 5 г и воды 400 г).
Проявление необходимо вести исключительно вертикальным способом и в стеклянных баках или в баках из нержавеющей стали. Совершенно негодны для работы ванны цинковые и железные, потому что соединение проявителя с этим металлом даст вуаль при проявлении. Неплохи ванны из пластмассы.
При проявлении рекомендую придерживаться таких правил: если негатив начинает быст
ро делаться серым, монотонным, лишенным всякого контраста (признак передержки), то его следует погрузить в ванну с проявителем, температура которого понижена, а концентрация повышена.
Нормально проявление заканчивается при температуре 18°, примерно, в 50—70 минут.
Фиксаж, как правило, должен быть кислым, обладающим дубящим свойством. Фоторабот
ники почему-то всегда экономят гипосульфит и этим совершают ошибку. Кислая фиксажная ванна должна часто освежаться.
Если же негативы проявлены в пути, то рекомендуется их еще раз промыть и опустить потом в ванну с уксусной кислотой (одна чайная ложка на стакан воды). Такая ванна придает негативу чистоту и прозрачность и рас
творяет известковые соли, оставшиеся от воды.
С особенной осмотрительностью нужно производить ослабление или усиление, потому что при подобных операциях часто погибают цен
ные негативы. Советую сначала ослабление или усиление производить на негативах малой ценности.
На Севере яркость объекта быстро меняется, поэтому фотоработник должен быть готов в любую минуту изменить экспозицию. Ни один фотоработник не должен выезжать в
Арктику без прибора с фотоэлементом для определения экспозиции. Одним из лучших таких приборов следует считать модель 650 Вестона, очень точную и простую в обращении.