угомонились и стали предлагать вновь хотя бы произвести обмен на снимаемые ими объекты. В конце концов после неоднократных приставаний к нам они поняли, что это невозможно.
Мне еще хочется рассказать о том, насколько в Испании интересуются нашей печатью.
Начиная от портье нашей гостиницы, все, кто только мог, старались просмотреть при
ходившие на наше имя издания. Зачастую мы получали московскую газету в далеко не свежем виде. Ее жадно просматривали все, кому она попадалась в руки. Особенным интере
сом пользовались фото руководителей партии
и правительства, снимки, иллюстрирующие жизнь Советского Союза. В испанских иллю
страционных журналах легко можно найти снимки, перепечатанные из наших советских журналов.
В Париже я интересовался иностранными журналами.
Фотографические фальшивки в фашистских журналах занимают далеко не последнее место. Например, танк, выведенный из строя мятежников революционными войсками, пре
подносится зрителю «как трофеи, отбитые у правительственных войск». В некоторых жур
налах, издаваемых в Париже, я видел немало фотографий, уже знакомых мне по республи
канским испанским журналам. Здесь эти же самые фото снабжены подписями, совершенно искажающими действительность.
Я убедился, что основное условие для кинооператора и фотокорреспондента, работающе
го в боевой обстановке,—это не перегружать себя тяжестями. Надо так оборудовать -и приспособить аппаратуру, чтобы она весила возможно меньше и не мешала бы во время ра
боты. Мы были вместе с войсками на передовых позициях. И если, естественно, приходится быстро передвигаться вперед или отступать под натиском неприятеля, нечего и думать о том, чтобы сохранить тяжелую аппаратуру. Она неминуемо осталась бы на поле сражения. В этом отношении, несомненно, камера типа «Лейка»—самый приемлемый аппарат, который можно рекомендовать всем фоторепортерам, которым пришлось бы работать в условиях, подобных нашим. Поэтому мы взяли с собой аппаратуру облегченного типа.
Нечего доказывать, что как кино, так и фотосъемки могут производиться в боевой обстановке при всяких условиях.
В Америке с большим успехом идут наши киновыпуски испанских событий. Наша хро
ника с таким же успехом идет во Франции, Англии и других странах. В «Известиях» не
давно была напечатана следующая заметка: «Главное управление кинематографии получи
ло сообщение об исключительном успехе в Соединенных Штатах Америки советского документального звукового фильма «Испания в огне». Фильм, смонтированный из материалов, заснятых в Испании операторами Кармен и Макасеевым, вызвал огромный интерес в Нью- Йорке. Горячо был встречен фильм в центре американской кинопромышленности — Голли
вуде, где он демонстрировался в самом большом зале».
Это небольшое сообщение было перепечатано несколькими газетами различных стран.
Я вернулся в Москву 4 мая с. г. Болезнь, обострявшаяся с каждым днем, заставила ме
ня покинуть Испанию, иначе я до сих пор продолжал бы вместе с Кармен работать на фронтах героической Испании.

«ВЫСТАВКА ПРЕВОСХОДНО ПОКАЗЫВАЕТ, ЧЕМ И КАК ЖИВЕТ СОВЕТСКИЙ СОЮЗ

Выставку советского фотоискусства, организованную Союзфото в Лондоне в помещении Королевского фотографического общества, по
сетил полпред СССР в Англии тов. Майский. Во время осмотра выставки тов. Майского со
провождали председатель общества доктор Спенсер и видный английский деятель фотографии Дэдли Джонстон.
Выставка расположена в двух залах. По количеству и качеству своих экспонатов она яв
ляется выдающимся культурным событием в столице Англии.
«Выставка показывает,—заявил Джонстон,— чем и как живет Советский Союз, и показыва
ет это превосходно». Отметив особо ряд выдающихся работ советских мастеров фото,
Джонстон подчеркнул, что эти работы благодаря своему исключительно высокому качеству достойны любой фотовыставки мира.
«Нью кроникл» воспроизводит сегодня на своих страницах три фотоснимка из числа эк
спонатов выставки. По словам критика газеты по вопросам искусства, выставка советского фото выделяется как техническим совершенством выставленных работ, так и наполняю
щим их духом оптимизма. «Здоровая сила,— пишет критик,—заражает каждого, кто прохо
дит мимо этих смело и прекрасно схваченных мгновений, отражающих движение физкультурных парадов, пловцов, парашютистов, футбо
листов, озаренных солнцем земледельцев или лыжников-красноармейцев. Выставка оставляет после себя освежающее впечатление».