И. Шейн

Портретная фотография

О художественном фотопортрете и усовершенствовании бромойля

Из доклада, читанного в Московском доме печати
I.
Творческое восприятие объекта съемки, проблемы освещения, оптики, процессы технического изготовления, — вот те трудности, ко
торые приходится преодолевать при создании подлинно художественного фотографического портрета. В различных способах преодоления этих препятствий и заключается предел действия художника.
Способность к художественному восприятию характерных особенностей модели так же поддается развитию, как и всякие другие ка
чества человека, например, память, зрение, слух и т. п.
Фотограф, стремящийся создать доброкачественное изображение и основательно усво
ивший все технические возможности своей профессии, очень скоро придет к заключению, что для художественного творчества необхо
димо еще знакомство с «психологией» людей, так как характер человека проявляется в не
которых внешних признаках, присущих ему, и их-то необходимо передать в фотопортрете. Если фотографу этих особенных признаков не удается схватить, то изображение потеряет всякую художественную ценность и явится лишь оттиском, копией внешних черт оригинала.
Распознать характер человека лишь по некоторым внешним признакам, конечно, не такто легко, но можно этому научиться путем наблюдения и изучения.
Легче всего начать изучение человека, с характером которого вы хорошо знакомы. По
старайтесь запомнить наиболее характерное в поведении человека: характерный поворот го
ловы, выражение глаз, черты лица, движение рук, походку. Наблюдайте за его движениями. Если они часто повторяются, то они обык
новенно отвечают его привычкам, характерны для него.
После этих наблюдений у фотографа-художника невольно возникает вопрос: как удастся передать эти черты в фотопортрете? Анфас, в три четверти, ту или другую сторону лица, всю фигуру или часть ее? Все эти соображения диктуются правильным восприятием мо
дели. Фотограф, следующий этому принципу, создает портрет, отображающий характер и существо модели. Те наблюдения, которые снача
ла производятся в кругу своих знакомых, ма
ло-помалу переходят за его пределы. Здесь нужна продолжительная практика, она обогащает, совершенствует глаз фотографа, приучая его правильно использовать то короткое
время, которое он имеет при съемке для изучения модели.
Весьма важным вспомогательным средством для той же цели служит изучение анатомии, пластики и законов перспективы.
Помещение, в котором производится съемка, должно быть обставлено просто, строго, но уютно. Приготовления к съемке никогда не должны производиться в присутствии снимаю
щегося. Процесс съемки должен протекать быстро, так как ничто не смущает модель бо
лее, как необходимость оставаться спокойной продолжительное время в одном и том же положении.
В неразрывной связи с восприятием модели находится и вопрос ее освещения. Правильное освещение дает возможность лучше воспроизвести полученные ранее впечатления.
Каждый фотограф может добиться хороших результатов, если он будет точно придерживаться основных принципов в применении ос
вещения. Но не освещение как таковое, а способ его применения составляет искусство фотографа. Мой долголетний опыт убедил меня, что наилучший источник освеще
ния есть комбинированный свет, состоящий из переднего и верхнего, безразлично, дневной ли это будет свет или искусственный. Каждый из них, примененный в отдельности, непригоден, так как недостатки его превышают преимущества. Один передний свет дает освещение мягкое и интенсивное, но плоское, лишен
ное пластичности. Человеческие лица выглядят старше, чем в действительности, и болезненны
ми. Верхний свет, примененный в отдельности, дает менее мягкое и интенсивное освещение, подчеркивает пластичность; человеческая ко
жа кажется молодой и свежей. Комбинация обоих источников освещения, примерно, двух частей переднего и одной части верхнего све
та, изменяемая смотря по надобности, дает главное освещение, при помощи которого фотограф может придать изображению пластичность, мягкость и все малейшие детали в тенях, тонкость выражения. Вместе с тем и вре
мя, необходимое для экспозиции, при таком освещении будет наиболее благоприятным. Освещение должно быть концентрированным: ни
какой посторонний свет и никакие рефлексы не должны попадать на модель. Белым стенам, зеркалам и т. п. — не место в фотоателье. Те части лица, на которые попадают рефлексы, получаются в несколько увеличенном виде. Рефлексы, кроме того, препятствуют естественному распределению света и теней.
Применяют еще другие источники света, как,