Марк Трояновский

Съемка при низких температурах

В «Правде» (№ 142 от 25 мая с. г.) помещена статья М. Трояновского «С киноаппаратом на полюсе», представляющая большой интерес для фоторепортера и фотолюбителя.
Приводим отрывок из этой статьи:
«C огромным воодушевлением я отправился в перелет на Северный полюс. Работа арктической авиации пока еще почти не показана на экране. Отдельные самолеты и летчики снимались, но специальной картины о полярных пилотах, отражающей авиационные за
воевания Севера, нет. А такой фильм нужен, ибо героическая работа летчиков на Северном полюсе заслуживает самой широкой популяризации.
Снимать на Севере нелегко. Основным врагом кинооператора и фотокорреспондента в Арктике являются морозы. Фото- и киноаппараты очень плохо работают при низких тем
пературах. Даже в Москве во время митинга на Красной площади, состоявшегося в связи с принятием Сталинской Конституции, вся киноаппаратура оказалась пораженной при мо
розе всего в 25 градусов. В Арктике же, как известно, температура опускается много ниже.
Поэтому нам придется уделить много внимания отеплению съемочного аппарата. Раз
работаны особые меховые чехлы, защищаю
щие аппарат от мороза. Такая одежда обеспечит бесперебойную съемку, примерно, в течение часа.
Опыт работы в Арктике показывает, что наиболее удобным для съемки является не
большой походный съемочный аппарат. По
этому кроме стационарной машины, весящей около 30 килограммов, я взял с собой два
легких автоматических аппарата. Если один из них замерзнет, буду снимать вторым. Оба
маленьких аппарата отеплены так же, как и большой. Кроме того, их можно спрятать под малицу. К тому же мне удалось подобрать
масло, которое застывает не так быстро, как обычные масла, употребляющиеся для смазки.
Значительные трудности для съемки на Севере представляет и сравнительно скудный свет. Поэтому я взял с собой не только высокочувствительную пленку, но и специаль
ную портативную осветительную аппаратуру. Она позволяет снимать наиболее интересные кадры даже внутри самолета. Запас пленки у меня сравнительно невелик — около 4000 метров. Этого, однако, достаточно, чтобы снять все основное: отдельные этапы перелета, базу на острове Рудольфа, полет к Северному по
люсу, приземление на Северном полюсе, выгрузку дрейфующей экспедиции на лед и возвращение на материк».
Франца Иосифа, отправленной туда для строительства полярной станции на о. Хуккер.
Третью экспедицию—в высокие широты на Северную Землю — я совершил на ледоколе «Сибиряков». На том же корабле я участвовал в исторической экспедиции, пробившейся по Великому Северному пути в одну навигацию. И, наконец, пятое путешествие — на «Челюскине».
Последние четыре экспедиции возглавлял проф. О. Ю. Шмидт.
Работнику, отправляющемуся в Арктику, я рекомендую для засъемки научных работ взять с собой стационарную универсальную камеру 9 * 12 или 6*9 с двойным растяжением. Съемки такими камерами обычно про
изводятся в спокойных условиях и на стекло, при этом необходимо иметь объективы: широкоугольник Дагор Герца 1 : 9, F = 90 мм, рабо
чий объектив Тессар 1 : 6,3, F = 135 мм и телексенар Шнейдера— 1:5,6, F — 300 мм.

Оснащение фотокорреспондентаполярника

П. Новицкий
Советские завоеватели Северного полюса привлекли внимание всего мира. Резко повы
сился всеобщий интерес к Арктике. Газеты и журналы помещают сотни фотоснимков, связанных с покорением этой части земного шара.
На этот раз, кроме кинооператора М. Трояновского, лишь попутно занимающегося фото
репортажем, в составе экспедиции нет специального фотокорреспондента. Зато среди участников героической экспедиции немало фотолюбителей, причем техникой фотосъемки неплохо овладели газетчики — специальные кор
респонденты «Правды» и «Известий» тт. Л. Бронтман и Э. Виленский.
Каждый работник, попадающий в Арктику и имеющий дело с фотоаппаратом, должен помнить, что съемка в полярных условиях имеет свои особенности. Это я утверждаю на основе моего опыта фотокорреспондента, участника пяти арктических экспедиций. Экспедиция на Лену была моей первой поездкой на Север. Потом я участвовал в экспедиции на Землю