„...Не сносясь с смоленскими помещиками, и я, по взятии Смоленска, подал графу Растопчину записку о вооружении охотничьих дружин по уездам московским, излагая, что, начиная от Гжатской пристани, оттуда по обеим сторонам тянутся с небольшими промежутками леса, эти лесные дружины могли бы сильно тревожить Наполеона. Граф сперва согласился, а потом сказал: „Мы еще не знаем, как повернется русский народ. Мое дело выпроводить теперь дворян из уездов московских . Граф Растопчин не знал, как повернется русский народ...*
(Записки Сергея Глинки, СПБ., 1895 г., изд. журн. „Русская старина“, стр. 255)
Ополчение сражаться не хотело, споря, как мы видели в первом пункте, о бородах.
Этот спор о бородах Пензенского ополчения имел свой смысл: бороды было приказано не брить вот почему:
„...Приэтом отдано было в приказе по армиям, чтобы „принимать воинов ополчения не яко солдат, постоянно в сие звание определенных, но яко на время предоставивших себя на защиту отечества. А посему воины ополче
ния московского одежд своих не переменяют, бород не бреют и, одним словом, остаются в прежнем их состоянии, и по исполнении сей священной обязанности возвратятся в домы свои*. (Т. е. останутся крепостными: солдаты, у которых бороды брились, от крепостного состояния освобождались.)
(М. Богданович. История отечественной войны 1812г., СПБ., 1859г., т. II, стр. 241.)
Таким образом представление об энтузиазме всех классов населения совершенно неверное; можно говорить о некотором энтузиазме купцов. Например, мы знаем, что крестьяне не везли провизию в русскую армию и поэтому получались такие картины:
„...Вчерась из Калуги прибыл обоз с сухарями, которые велено принять в наш полк; лошаденки так изморены, что чуть плетутся, а на под
водчиках синие кафтаны, шелковые кушаки, пуховые шляпы. Вот мы и ну
их распрашивать. Что ж вышло? Настоящие хозяева кто захворал, кто из страха бежал, так, чтобы не остановить дела, с сухарями поехали купцы. Один такой осанистый и по лицу-то словно праведный, вслушавшись, что мы их между собой похваливали, сказал нам: „Труды наши не поравняются с вашими, храбрые воины! Не много мы сделали, что по доброй воле обоз к вам пригнали .
(Подарок товарищам или переписка русских солдат, изданный Скобелевым. Письмо XII, стр. 69—70.)
Любопытно отметить, что после написания „Войны и мира” мысль о народном единодушии двенадцатого года стала общей. Не очень элементарно думающий Михайловский (народник) гово
рит о единстве интересов населения 1812 года как о чем-то само собой разумеющемся.
Другого мнения был Растопчин. Приведу конец его последней афиши:
„...Ведь опять и капитан-исправники и заседатели везде есть на месте. Гей, ребята! Живите смирно, да честно, а то дураки забиячные головы кричат „Батюшка, не будем .
(Растопчинская афиша 1812 года. Библиографическое издание в
300 экземплярах, издана А. С. Сувориным, СПБ., 1889 г., стр. 54.)