Нужно ли выступать с положительной оценкой Советского
Союза?
После моего возвращения на Запад передо мной встал вопрос, должен ли я го
ворить о том, что я видел в Советском Союзе? Это не являлось бы проблемой,

если бы я, как другие, увидел в Советском Ьоюзе много

отрицательного и мало положительного. Мое выступление встретили бы с ликованием. Ноя заметил там больше света,
чем тени, а Советский Союз не любят и слышать хорошее
о нем не хотят. Мне тотчас же было на это указано. Я не очень часто выступал в печати Советского Союза со своими впечатлениями. Мои выступления составили менее двух
сот строк, при этом они отнюдь не заключали в себе только похвалу; но далее это немногое было здесь, на Западе, ввиду того, что оно не представляло безоговорочного отрицания, искажено и опошлено. Должен ли я был продолжать говорить о Советском Союзе?
Лучше не надо.
Усталый и возбужденный виденным и
слышанным, я сказал себе в первые дни после моего возвращения, что моя задача не говорить, а изображать в образах, и я решил молчать и ждать, пока перелштое не воплотится в образы, которые можно запечатлеть. Но как писатель
я все же
это делаю.
Однако вскоре другие соображения, одержали верх. Советский Союз ведет борьбу с многими врагами, и его союзники
оказывают ему только слабую поддержку. Тупость, злая воля и косность стремятся к тому, чтобы опорочить,
оклеветать, отрицать все плодотворное, возникающее на Востоке. Но писатель, увидевший великое, не смеет
уклоняться от дачи свидетельских показаний, если дажеэто великое непопулярно и его слова будут многим неприятны.
Поэтому я и свидетельствую.