Е. О. Любимов Ланской
В. К. Владимиров
В. В. Федоров

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ КОНГРЕСС

(ОТ НАШЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО В июне месяце в Париже был организован по
инициативе Ф. Жемье Международный Теа
тральный Конгресс, на котором участвовала советская делегация в составе директора Малого театра В. К. Владимирова, директора театра МГСПС Е. О. Любимова-Ланского, секретаря дирекции Малого театра В. В. Федорова и ученого секретара ГАХН, театрального критика Н. Д. Волкова, сотрудника «Совр. Театра».
Русские эмигранты пытались было официально войти в состав конгресса, но со стороны советской
делегации было сделано категорическое заявление об исключении их из состава нашей делегации, с чем президиум конгресса согласился.
Бывшие люди в дальнейшем завяли, а потом и совсем куда-то исчезли.
Программа конгресса потребовала активного участия советской делегации, так как централь
ным ее пунктом и первым на повестке стоял доклад нашей делегации о советском театре.
В. К. Владимиров и Е. О. Любимов-Ланской поделили между собой эту задачу: В. К. Влади
миров говорил о путях советского театра за 10 лет, а Любимов-Ланской о практике театров, возникших за время революции, главным образом, о театре им. МГСПС.
Интерес к выступлению советской делегации был очень большой. Хотя доклады были поставлены на повестку режиссерской секции, факти
чески же заседание было пленарное и собрало весьма многочисленную публику. Были француз
ские драматурги, актеры и режиссеры со стариком Антуаном во главе, притащилась и русская театральная эмиграция (князь Волконский, барон Дризен и др.).
Доклады были выслушаны с большим вниманием и вызвали единодушные апплодисменты. Они носили чисто теоретический характер, и очень жаль, что не пришлось познакомить слушателей с достижениями наших театров за 10 лет, путем организации здесь выставки театральных работ по типу Бахрушинской выставки.
Доклады не сопровождались прениями. Но в выступлениях других делегаций—австрийской,
немецкой, американской, польской в порядке работ конгресса советское искусство всегда было предметом особого внимания и часто основной отправной точкой.
Если это не сказалось в официальных работах конгресса, то в кулуарах наша делегация высту
пала в роли некоего международного театрального инструктора, ей приходилось делать доклады другим делегациям и отвечать на их запросы. Английская делегация, возглавляемая членами рабочей партии, просила у нашей делегации советов по целому ряду вопросов театральной практики.
Представитель австрийской делегации, директор и режиссер венского Бург-театра говорил о том, что советское искусство революционно, что За
паду, идя по пути хотя бы только эволюции, не мешает черпать из кладезя советских открове
ний, для чего следует издавать специальные труды о постановках советского театра, записи режиссерских композиций и т. п.
Председатель польской делегации Потоцкий, в заключительном слове, обращаясь к Жемье в связи с кампанией, открытой против него (см. «Совр. Театр» № 28), говорил:
— Мы вполне понимаем, почему вы пропагандируете русское искусство. Искусство это передовое, способное оплодотворить нас в нашей работе.
Обращаясь к советской делегции и призывая русских артистов войти в Унион, он продолжал: — Вы нам нужны, вы увидите, какими бурными апплодисментами вас встретят.
Не раз указывалось в отдельных выступлениях ораторов, как много делает советская власть для развития искусства.
В связи с вопросом о международном театральном словаре Н. Д. Волков сделал сообщение о работах ГАХН в этом направлении. Сообщение это было выслушано с большим интересом.
В заключительном заседании конгресса В. К. Владимиров выступил с небольшой речью, в кото
рой еще раз вскрыл социальные методы нашего отношения к театру и благодарил Жемье и его
сотрудников за те усилия, которые они приложили для пропаганды советского искусства. В.