денные перерывы на фабрично-заводских предприятиях, рабочие казармы, бульвары, кино, за
городные экскурсии, народные гулянья, радио, чайные, столовые и т. п. и т. д.—разве все это недостаточный плацдарм для развертывания эстрадной работы и без пивных.
Почему в Ленинграде нет эстрады в пивных (и там она по своим качествам выше), а в Москве и в провинции 60% ее только в них и ютится?
Пивная—злейший враг подлинно-советской эстрады и против нее надо решительно опол
Необходимо культурно и рационально организовать рынок рабочей силы (Посредрабисы), уничтожив существующую систему махрового протекционизма, частных сделок— через «жучков»—и на
правление актеров на работу без какого бы то ни было планового учета и целесообразного распределения...
Необходимо... этим словом можно было бы начать десятки конкретных предложений, очень важных и ценных на путях оздоровления советской эстрады, но суть сейчас не в них.
читься.
Необходимо признать, что вопросам эстрады со стороны ЦК Рабиса и НКПроса не уделялось почти никакого внимания. Ни одно искусство в этих стенах не было столь беспризорным, как эстрадное. Последнее время Наркомпрос вплотную подошел к разрешению всех больных вопросов эстрады, и мы вправе ждать от него планомер
ного и регулирующего содействия этому, столь нужному для нас, искусству.
К вопросам эстрады надо привлечь широкую советскую общественность, прессу и тех, кого эта эстрада обслуживает, т. е. массового рабоче-кресть
янского зрителя. Под этим тройным контролем нам легче и вернее удастся выбить из седла обыва
теля, плотно усевшегося на эстрадном коньке и бег последнего направить по пути социалистической культуры и прогресса.

Р. ПИКЕЛЬ. КАКОВ ДОЛЖЕН БЫТЬ БОЛЬШОЙ ТЕАТР

Редакция «Современного Театра» открыла в №28—29 дискуссию по вопросу «каков должен
быть Большой театр». В основу дискуссии положен доклад в Главискусстве Нар. Арт. В. И. Немировича-Данченко, полагавшего, что ГАБТ должен строить новые постановки на молодняке и середняке, перевоспитанных в синтетических актеров-певцов.
По этому вопросу на страницах «Совр. Театра» А. И. Свидерский высказал мысль, что реформа Большого Театра должна быть проведена, как общая реформа оперного дела, Н. А. Рославец указывал на необходимость подготовки смены и установления связи с современными композиторами и музыкальной общественностью. Р. В. Пикель рекомендовал самую решительную и беспощадную борьбу с вампукой и отказ от заезженного репертуара.
В настоящем номере редакция представляет вниманию читателя дальнейшие статьи и мнения музыкальных и театральных деятелей по данному вопросу.
ВСЕСОЮЗНОЕ ЗНАЧЕНИЕ РЕФОРМ ГАБТ а План реформы, намеченный в предложениях
В. И. Немировича-Данченко, выходит за пределы задач, имеющих отношение только к работе Большого театра, и затрагивает вопросы музыкально-драматического дела в целом. Общая задача перевоспитания и подготовки синтетиче
ского актера, новых методов работы с массами (артистами хора и мимистами), лабораторная проработка принципов и методов сценической и музы
кальной работы в намечаемых 4-х кабинетах и другие предложения Немировича-Данченко в свое время и в различных формах проводились в отдельных театральных предприятиях. Значительная часть новаторских установок и различ
ных течений в истории развития оперного дела до революции была обусловлена основным переломом в области борьбы с «итальянщиной» и господством на русской сцене ее традиций и навыков. Значительная часть проведенных тогда ре
форм оперного дела имеет на сегодняшний день уже историческое значение. Сосредоточение в
настоящее время всего оперного дела и в центре, и на периферии, в РСФСР и в нацреспубликах, целиком в руках государственных органов, при
дает особое значение задаче образования «реформационного центра», намечаемого мероприятиями Главискусства.
Его влияние и его работа будут иметь значение не только для Большого театра, но и для всего Союза. Поэтому необходимо особое внимание и содействие тем мероприятиям, которые намечаются этой реформой.
Конечно реформа в первую очередь и наибольшее значение должна иметь для самого Большого
театра. Было бы однако ошибкой думать, что для ГАБТ а предстоящий сезон 1928—29 г. сможет дать какие-либо резкие изменения и результаты в области реализации реформы (я имею в виду производственную часть его работы).
Мешают темпу осуществления этой задачи две основные причины: первая—установка общей ре
формы, сама по себе, подразумевает длительный и постепенный процесс перестройки работы театра, и вторая—крайне затянувшееся, в связи с конфликтом в ГАБТ е, проведение всех администра
тивных, финансовых, плановых, репертуарных, подготовительных к сезону и пр. мероприятий, вытекающих из существа постановлений правительственной комиссии.
Главискусству, союзу и дирекции ГАБТ а необходимо, в силу высказанных выше сооб
ражений, приложить исключительные усилия и
энергию для того, чтобы обеспечить возможность своевременного открытия сезона, ликвидации тех недочетов в его работе, которые были установлены
профсоюзной и правительственной комиссиями, и осуществление производственного плана. Достижение положительных результатов в пред
стоящем, особо-трудном 1928—29 году, может иметь место лишь при чутком и внимательном: отношении к голосу советской общественности
и настойчивой и твердой воле, при проведении тех указаний, которые даны в постановлениях правительственной комиссии по делу ГАБТ а.
Председатель ЦК Рабиса
Ю. М. СЛАВИНСКИЙ