НА ЭКРАНЕ

Зимний кино-сезон закончился. Значительная часть картин высоко-художественного уровня «застряла» до осени; ее не успело во-время выпу
стить производство. Но если даже не принимать в расчет этот культурный ресурс советской кине
матографии — сезон 1928-29 года вое же следует считать удачным. Правда, сезон протекал иод знаком творческого кризиса (главным образом,
сценарного), но это (как ни странно) приводит к некоторым утешительным выводам.
Первый из них — это вывод о культурном росте кинопроизводственных организаций других рес
публик. Доказательством этого служат фильмы: ВУФКУ — человек с кино-аппаратом», «Арсенал», «Ночной извозчик», Госкинпрома, Грузии — «Первый корнет Стрешнев», «Элиссо», «Малярия», «Мо
лодость побеждает», Восток-кино — «Мари-Кужэр», «Турксиб» и т. д.
Эти фильмы свидетельствуют о решительном сдвиге в киноработе нацреспублик в плане расширения темитики (в сторону современных бытовых тем), углубления идеологии, совершенствования творчества и техники.
Вместе с тем, слишком очевидна целеустремленность большинства указанных фильм по пути к лучшим образцам нашего кино. Недаром и «Арсенал» и, отчасти, «Элиссо» строятся в том стиле, который является приоритетом советского киноискусства, оригинальным явлением революционного творчества.
Не менее значительным событием кино-сезона следует считать — рост культурной фильмы и раз
витие у массовой аудитории потребности в таком зрелище. «Турксиб», «За урожай», «Любовь в природе», «Их царство , „Ворота Кавказа», „За Ваше
здоровье», «Малярия», «По Кубани», «Рапорт миллионам», «Как надо и не надо» и многие другие культфильмы определяют движение вперед л на этом серьезном участке кинокультуры.
Наконец, следует отметить значительный рост экспериментальных фильм, давший изумительные образцы, как «Генеральная линия» (реж. Эйзенштейн и Александров), «Арсенал» (реж. Дов
женко), «Потомок Чингис-хана» (реж. Пудовкин), «Новый Вавилон» (реж. Трауберг и Козинцев), «Привидение, которое не возвращается» (реж.
Роом). И крайне удивительно, и обидно, что на ряду с этим явлением — расцвета культуры советского киноискусства — снизилось качество основной (массовой) кино-продукции.
Значительное количество продукции Межрабпом Фильм («Белый Орел», «Хромой барин», «Кукла с миллионами», «Веселая канарейка», «Живой труп», «Торговцы славой»), прошедшей в истекшем сезоне, стимулирует большую опасность. Межрабпом Фильм рискует глубоко завязнуть в болоте мещанства и пошлости.
Относительно лучше обстоит дело с «середняком» Совкино. Налет любительщины и примитива,
отличавший в начале сезона продукцию этой организации, постепенно начал исчезать. Боль
шую услугу в этом деле сослужил кино-молодняк (гетековцы), привлекаемый Совкино к производственной работе.
ЗРИТЕЛЬ.

Совкино «Иуда» К ИТОГАМ КИНО-СЕЗОНА

Арт. Н. А. Рогожин

КИНО-ХРОНИКА

По фильме «2 Бульди 2» в Межрабпом- Фильме режиссером Л. Кулешовым производятся съемки в специальных, построенных во дворе фабрики, грандиозных декорациях цирка.
Декорации художника Баллюзек воспроизводят настоящий цирк с ареной, многочисленными местами для зрителей и для оркестра. Четыре опе
ратора снимают одновременно акробатические номера «Трио Океанос», клоунады, работу Вильямса Труцц с 20 дрессированными лошадьми.
Культпоход Межрабпома, торжественно открытый поднятием флага на агит-пароходе в Астрахани, в присутствии многотысячной демон
страции трудящихся, превращается в мощный, массовый поход.
В подготовляемых сейчас конференциях крестьян по поднятию урожайности на местах оста
новок агит-парохода примут участие ученые и агрономы, Командируемые Наркомземом.
В начале июня предположены выступления на агит-пароходе членов Коминтерна и правительства.
Агит-пароход будет увязывать свою деятельность с культ-работой местных организаций.
Одно из основных целей культ-похода является вовлечение новых слоев населения, неохваченных сетью культпросветработы.
Массовое движение по социалистическому соревнованию и культпоходу комсомола должно, иметь свое отражение в сети агит-мероприятий культпохода Межрабпома.
Режиссер В. Турин закончил большую документальную картину «Турксиб» (произв. Востоккино). В фильме отражены наиболее яркие моменты постройки и вскрыто культурно-экономическое значение Туркестано-Сибирской ж. д.
Состоялся специальный просмотр картины для членов Казанского правительства; председатель ЦИК, председатель Совнаркома и делегеты съезда отметили большую политико-просветительную цен
ность картины. С большим удовлетворением встречена фильма, и работниками Турксиба.