Основной недостаток прошедшего сезона это то, что зрительская конференция квалифициро
вала как «искривление репертуарной линии». Идя по пути наименьшего сопротивления, театр ставил на требующие больших расходов старенкие оперы; из обещанных в начале сезона новинок не были показаны ни «Апельсины» Прокофьева, ни «Риенци» Вагнера.
Другой недостаток — отсутствие рабочих среди абонементодержателей. Надо отдать справедли
вость руководителям театра: этот недостаток им удалось компенсировать (хотя и в конце сезона) проведением шефской работы на фабриках и заводах. 5 выездов в рабочие районы, 12 груп
повых экскурсий в театр, детские утренники, прикрепление театральных работников к клубным кружкам и, наконец, учреждение консуль
тационного бюро при театре — эта работа представляет огромный шаг вперед по пути сближения с рабочим зрителем.
Большое достижение истекшего сезона — создание крепкого артистического коллектива, среди которого имелись не только хорошие голоса, но и способные актеры.
Н. ПРАВДИН.
менш» (перевод комедии Газенклевера). Театр им. Блакитного также отлично поставил — при всех своих скуднейших средствах — гоголевского «Ревизора». В общем, — ряд интересных спектак
лей. из которых некоторые весьма значительны идейно, другие только формально.
Однако, и тут в количестве и качестве спектаклей есть некоторые отрицательные моменты. Это — во-первых, хаотичность, явно ощутимое отсутствие плана в деятельности театров. С другой стороны, во всей работе театров как-то слишком заострилась «развлекательная» сторона. Сезон в целом прошел под знаком преобладания формальных устремлений над идейными.
Выросли ли наши театры за прошлый сезон ? Да, выросли. По ведь важно не только это. Важно кроме того учесть как обстоит дело с драматур
гом и со зрителем. И вот тут-то существуют явные «ножницы». Драматургия отстает от спро
са сцены. Вместе с тем театр, — в формальном
своем росте часто даже опережая зрителя, — все же еще не удовлетворяет полностью всех его запросов.
М. РОМАНОВСКИЙ.
«Голос недр» в Бакинском рабочем театре прозвучал с огромной силой. Эта пьеса в пре
красном актерском я сценическом оформлении по праву приобретает особое значение в общем
балансе художественно-идеологической работы театра за истекший сезон.
Если укрепление позиций организованного массового зрителя в БРТ есть неоспоримый факт, то далеко еще недостаточно проведена работа по мобилизации внимания широких слоев пролетарской и советской общественности (художе
ственный совет, конференции зрителей, доклады) к внутренней жизни самого театра, который в своей работе не совсем был застрахован от оши
бок, зигзагов и уклонов. Достаточно вспомнить, что после серьезной темы, развернутой в пьесе «Рельсы гудят», БРТ вскоре очутился в «Квадра
туре круга», а затем причалил к берегу слезоточивых крашенинниковских «Эмигрантов», шум
ный успех которых у обывательщины вызвал предостерегающие голоса рабочей критики.
Правда, в ответ на отмеченную опасность БРТ дал ряд пьес большой революционной значи
мости и волнующей социальной патетики («На крови», «Огненный мост», «Сигнал», возобно
вленный «Разлом»), из которых «Сигнал», при всей скромности его литературных достоинств и примитивности некоторых драматургических приемов, стал качественно и количественно («Сигнал» прошел 25 раз) одним из выдающихся спектаклей сезона.
Всего за истекший сезон БРТ дал 16 пьес, из них 13 новых и 3 возобновленных, при чем из общего количиества 175 спектаклей на долю организованного зрителя приходится 157 спектаклей при 162.000 посетителей.
ГР. ЛИБЕРМАН.
БАКУ

ОТ НАШИХ

КОРРЕСПОНДЕНТОВ

СВЕРДЛОВСК. 10 мая начались гастроли театра имени МГСПС, идущие с большим художественным и материальным успехом. 20 мая состоя
лась общегородская конференция зрителей, на ко
торой директор театра Е. Любимов-Ланской сделал доклад на тему: «Задачи советского театра и печать».

ХАРЬКОВ

Театральный сезон закончен. Из драматургических новинок, можно отметить только «Мину Мазайло» в «Березиле», «Марка в пеклі» в Краснозаводском театре да «Секретаря пух
треста» в оперетте. При чем, так как две последние вещи принадлежат к пьесам т.-н. развле
кательным, — «Мина Мазайло» Кулиша — есть по существу единственная оригинальная пьеса, о которой — при всех ее отдельных недочетах и идеологической «загадочности» — можно говорить, как о чем-то серьезном. Подавляющая часть ре
пертуара состояла либо из пьес переводных, либо
из своих, да плохих («Княжна Виктория»), либо из формальных пустышек («Алло на хвилі″), либо, наконец, из классиков.
Если оценивать прошедший сезон просто как известное количество хороших или плохих спектаклей, следует отменить несколько ярких поста
новок, свидетельствующих о продолжающемся формальном росте наших театров. «Березиль», на ряду с ревю «Алло на хвилі», имеющем лишь внутреннее для театра значение, дал весьма зна
чительную постановку Шиллеровского — «Заговор Фиеско» (одну из лучших своих постановок во
обще) и острый и интересный — при всей своей политической туманности — спектакль «Мина Мазайло».
Краснозаводский театр, на ряду с провалом «Княжны Виктории», дал ряд интересных поста
новок, из которых выделяются «Марко в пеклі″, возобновленная «За двумя зайцами» и «Враги». Русский театр ХОСПС дал превосходную поста
новку старинной комедии Гольдони «Слуга двух господ». «Веселый Пролетар» хорошо поставил катаевский — сомнительного содержания — водевиль. «Квадратура круга». В еврейском государ
ственном театре хорошо прошел «Дер бессерер

СВЕРДЛОВСК

итоги сезона НА МЕСТАХ

по ПРОВИНЦИАЛЬНОЙ ПЕЧАТИ