ПУТИ РАЗГОВОРНОГО ЖАНРА

НА ДИСПУТЕ В ДОМЕ ИСКУССТВА — „ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕЧЕНИЯ В РАЗГОВОРНОМ ЖАНРЕ“
Тема диспута —идеологические течения в разговорном эстрадном репертуаре — актуальна. Об этом свидетельствовало поведение зала, и при
зывы председателя горкома, «именем Горкомапросившего аудиторию соблюдать порядок и тишину.
Эстрадный исполнитель, автор и представитель Обллита встретились на диспуте, впервые сделали попытку совместно обсудить старые наболевшие вопросы.
Основным докладчиком на диспуте выступал представитель Обллита тов. Щагин. Охаракте
ризовав в своем докладе текущий политический момент, докладчик указал, какую важную поли
тическую роль призвано сегодня играть искусство и, в частности, эстрада. Обрисовав отдельные эпохи в жизни эстрады, докладчик указал, что политические и формальные достижения у эстрадни
ков были единичными явлениями, в целом же эстрада была аполитична и не отвечала насущным запросам дня.
Переходя к характеристике сегодняшней эстрады, докладчик разделяет всех эстрадников на политически чуждых, попутчиков, аполитичных, пошляков и новых, советских.
Эстрадная сатира, говорит т. Щагин, в большинстве сводится к злобной критике наших не
достатков, к критике без анализа причин наших недостатков.
Эстрадные монологи полны зубоскальства, они говорят, что «при коммуне жизнь будет форту
ной... через 2000 лет». На мотив «Вы жертвою пали», эстрадники поют.
Вы жертвою пали в любви чумовой, Родной и хмельной самогонки...
Эстрадные песенки и частушки полны пошлости.
От гармошки вспухни ухо, Песня звонкая лети,
Кто девченке сделал брюхо, За ребеночка плати...
Докладчик делает оговорку, что приводимые им примеры являются «более или менее скром
ными», так как некоторые примеры попросту неудобно привести на открытом диспуте.
Намечая новые пути советской эстрады, докладчик говорит, что эстрада должна переделать свой репертуар в соответствии с задачами социа
листического строительства. Вскрывая недостатки, острой самокритикой бичуя эти недостатки и про
тивопоставляя им наши достижения, она должна помогать нашему строительству. «Эстрада — это та же легкая кавалерия», говорит докладчик.
Заканчивая свой доклад, тов. Щагин указывает, что эстрада еще очень бедна в своих средст
вах, что на эстраду еще не пришел «Мейерхольд», что пока еще эстрадой не изжиты фраки и цилиндры, что предстоит еще большая работа, в ко
торой большую почетную роль займет рабочий зритель.
Содокладчик — ответственный редактор журнала «Цирк и эстрада» тов. Воскресенский гово
рит, что, если еще полгода назад вопрос о перестройке эстрадного репертуара не стоял так резко, то теперь эта перестройка должна быть произведена немедленно.
Раньше и со стороны органов контроля и со стороны хозяйственных организаций проявля
лась некоторая терпимость к обывательщине и
аполитичности в эстрадном репертуаре. Сейчас этим явлениям должна быть объявлена беспощад
ная борьба, — аполитичности не место на советской эстраде.
На улучшение качества эстрадного репертуара должно быть обращено самое серьезное внимание. Заключая договоры с профсоюзами на обслужи
вание обеденных перерывов, ЦУГЦ берет на себя обязательство дать высокое качество репертуара. Путем продуманной и внимательной совместной работы авторов-репертуара с конкретными исполнителями мы добьемся поднятия качества репертуара на должную высоту.
Переходя к оценке работы эстрадной «верхушки», тов. Воскресенский указывает, что даже в этой области не совсем благополучно. И здесь имеются значительные недостатки. У Хенкина в цыганских пародиях пародийный момент заслоняется «привлекательностью» пошленького мо
тива, у Смирнова-Сокольского в монологах имеется ряд грубых и недопустимых выражений (напрасно разрешенных реперткомом), конферанс Грилля в текущей программе мюзик-холла может служить образцом скверного конферанса.
До сих пор эстрада не могла крепко связаться с общественностью, как это сумели сделать дру
гие отрасли искусства. Пожеланием устраивать
частые вечера самокритики, производственные просмотры с привлечением рабочей общественности тов. Воскресенский заканчивает свою речь.
Эстрадники говорили, что авторы занимаются рвачеством, берут колоссальные деньги за репер
туар, который после двухмесячного пребывания в цензуре либо стареет, либо зачеркивается.
Авторы пытались выставить эстрадника каким-то чуждым элементом, которые требуют во что бы то ни стало «контр-революционнного(Арго). Но этому утверждению был дан решительный отпор в блестящем и содержательном выступлении Председателя Мособлрабиса тов. Городин
ского. Одновременно т. Городинский дал отпор «патриотическим» нападкам эстрадников на прессу. Тов. Городинский отметил, какую значительную роль в оздоровлении эстрады сыграла наша пресса, — она явилась подхлестывающим бичом по косности и отсталости эстрадников.
Характерны были выступления представителей рабочей общественности тт. Косачевского и Нелидова, о том, что эстраднику не нужен дорогой костюм, что и в простой рубашке он может выступать с доброкачественным репертуаром и при
носить немало пользы. Когда рабкоры прямо, трезво и здраво указывали на больные места и недостатки, зал негодовал, и мешал говорить...