состоялъ главнымъ образомъ изъ принятаго въ Штеттинѣ цемента, предназначеннаго для Сибирской желѣзной дороги.
Весь попросъ заключался въ томъ—удастся ли намъ на этотъ разъ пройти намѣченнымъ путемъ или нѣтъ. Въ случаѣ повторной неудачи Обществу пришлось бы отка
заться отъ дальнѣйшихъ попытокъ, а въ случаѣ удачи наша экспедиція могла положить начало ежегоднымъ морскимъ рейсамъ къ устью Енисея. Итакъ, съ нашею экспедиціей были связаны немаловажные интересы.
Въ самой Сибири установленію подобнаго морского сообщенія съ Европою уже давно придавалось насущное значеніе. Будущее Сибири заключаетъ въ себѣ, готовъ я сказать, неограниченный возможности, но развитіе ихъ тормозится главнымъ образомъ громадностью разстояній. Желѣзнодорожный путь изъ центральной Сибири, какъ на западъ—къ Балтійскому морю, такъ и на востокъ—къ Тихому океану, настолько длиненъ, что дороговизна про
воза препятствуетъ прибыльному вывозу главнѣйшихъ мѣстныхъ продуктовъ: хлѣба, лѣса и т. д.; стоимость про
воза отъ мѣста до рынка сбыта этихъ товаровъ сплошь и рядомъ почти равна стоимости самихъ товаровъ.
Но громадныя пространства центральной Сибири,·— считая отъ Минусинска, сѣверной Монголіи и границъ
Байкала, — имѣютъ отличные водные пути: Енисей и его притоки, обусловливающее сравнительно дешевый провозъ грузовъ до устья Енисея. Эти годныя къ обработкѣ и плодородныя пространства превышаютъ своею площадью Германію и Францію, вмѣстѣ взятыя; но, къ несчастью,


Енисей впадаетъ въ Ледовитый океанъ, гдѣ судоходство затруднено льдами. Если бы тѣмъ не менѣе удалось уста


новить правильные ежегодные рейсы отъ устья Енисея въ Европу и тѣмъ обезпечить болѣе дешевый вывозъ сибир
скихъ товаровъ, то это дало бы огромный толчокъ дальнѣйшему торгово-промышленному развитію всей центральной Сибири. Этимъ объясняется повышенный интересъ