Рис. И. МАЛЮТИНА
В центре Ленинграда помещается уютная квартирка с излишком жилплощади в пятьдесят тысяч квадратных метров В этой квартирке, построенной специально для небольшой зажиточной семьи, имеется сто ванн, семьдесят четыре уборных, висячий сад, тринадцать кухонь и тысяча комнат.
Еще недавно в этом гнездышке проживала семейка лишенцев, зловредный выводок социаль
но-чуждых элементов, группа ультра-правых, не только не состоявших членами профсоюзов, но даже не объединенных жилкоопом.
Ответственным съемщиком этой зарвавшейся квартиры был Николай Романов, по профессии — самодержец всероссийский, трудящийся от престола.
После бессрочной высылки бывших членов сей мелкобуржуазной семьи в отдаленные области небытия, квартирка, именуемая зимним дворцом, опустела. Но в высоких комнатах осталось бесчисленное множество предметов и вещиц сопутствовавших быту этой семьи.
Зимний дворец сейчас — музей. Досужему экскурсанту из бывших чумазых разночинцев или мещан показывают картины изумительных мастеров, висящие на дворцовых стенах.
Но сквозь пышность и торжественность музея здесь сквозит все-таки нечистое и запущенное жилье безалаберных хозяев. Тысячи предме
тов обывательского обихода насыщают и по сей день грандиозную квартиру. Среди золотых цветов Фрагонара, Веласкеза, Виже-Лебрен разбро
саны дешевые олеографии в бумажных рамочках, мясорубки, плевательницы, молитвенники, зало
женные увядшей розой, унитазы, ватные фуфайки, кофейные мельницы, белые свадебные галстуки, клистиры, бальзамы против клопов, инкру
стированные фермуары, наполненные облатками
от запора, чьи-то согнутые очки и альбом видов города Дураццо с надписью от албанского принца.
***
Сейчас все эти аксессуары быта продаются с аукциона. В квартире царей устроен торг, на котором с молотка продаются вещи и сувениры бездарнейшей из династий.
Необходима кисть гениального ирониста, Вольтера или Свифта, чтобы описать этот многозначительный торг. Толпа, когда-то именовавша
яся презренной чернью, демосом, плебсом, с всеподданнейшим презрением рассматривает авгу
стейшее барахло, ощупывает бесцеремонными пальцами безделушки и нижнее белье династии.
Женщина в батистовом платье, с серым лицом, приценивается к панталонам Екатерины Великой. Небритый рабочий в прозодежде покупает подусники самодержца Рабфаковец выторговывает штаны Александра Третьего.
Аукционист выкрикивает:
— Бритва, принадлежавшая фон - Плеве!.. Кто больше?
— Вставная челюсть Победоносцева с тремя золотыми зубами!
— Корсет вдовствующей императрицы! Бальное эспри!
— Cepсo! Чепрак! Сюртук гвардейского сукна! Два пенюара! Четыре зеленых фрака. Выездной парик Марии Федоровны!
Татары, старьевщики с азартом ощупывают рухлядь дома Романовых. Вещи князей продаются князьям в кавычках. Раз
нообразные покупатели блуждают по залам и обмениваются сентенциями. Некий совслужащий открыл шифоньерку ночного столика, и оттуда посыпались талька от пота ног. У венценосцев тоже потели ноги! В инкрустированной аптечке Николая Романова в баночке плесневеет вежеталь. Помазан
ник божий мазал волосы не ....о мирром Саваофа, но и вежеталем куафера.
В углу стоят запыленные весы для взвешивания новорожденных Бeсстрастные чашки, к которым прикасались тела цар
ственных младенцев, показывали - сколько весит будущее династии. Как показало настоящее, будущее монархии оказалось легче тела младенца...
Завхоз детскосельского туберкулезного диспансера покупает по заявке здравотдела ночные горшки великодержавного рода. Здесь выставлены в ряд ночные посудины самых разнообразных размеров и форм. Маленькие, детские. Фаянсовые, эмалированные, с вензелями «Н. Р.» Огромные ночные вазы с короной и скипетром на боку. Целая династия ночных горшков!
Ночные горшки целой династии. Горшки нескольких поколений российского абсолютизма.
Какой-то человечек подошел к мундиру Александра Второго и ласково пощекотал его подмышками. Потом сощурил один глаз и ехидно сказал:
— Самодержец? Божьей милостью? А все-таки угробили, анчоуса этакого! Разорвали бомбою! Распотрошили в кусочки! Висишь, дурак? Доволен, фалалей?
Потом потрогал ногтем золотое шитье погон и шепнул:
— Погоны-то. небось, носишь золотые! А головы-то у тебя и нет!
Старый императорский истопник выторговал на аукционе за последние гроши ветхого облинявшего попугая. Сей попу
гай — ученый. Он беспрестанно кричит два слова:
— Виват, император!
Попугай дурак, как и все попугаи. Он не понимает, что его заученный крик является в наши дни неумным анахронизмом.
Всеподданнейший попугай — один из последних роялистов, оставшихся в нашей республике.
Прости ему, эпоха, ибо он не ведает, что творит!
Пернатый черносотенец заслуживает жалости и снисхождения: он не в курсе текущих событий
Анжелика Двойня.