СТЕКЛЯШКИ ЗА БРИЛЛИАНТЫ
I. «В ГОРОД входить
НЕЛЬЗЯ» В
рекламе о фильме «В город входить нельзявпервые фамилия сцена
риста А. Ржешевского анонсируется шрифтом боль
шим, чем тот, которым набраны имена режиссера и многих других участников картины.
— Чем же, — естественно подумает читатель, — пора
дует нас в своем сценарии этот человек, так непривычно выделенный?
Желающих узнать содержание сценария мы отсылаем к № 5 ЧУДАКА. Там, в статье нашего сотрудника В. Ардова «Изымаем из обращения» целиком изложен нехитрый сюжетец:
РОДСТВЕННИЧКИ ВОЮЮТ
Красный папа, белый сын, рука папы не дрогнула — этот потрепанный наборчик Ржешевский из-под полы всучил добродушному и подслеповатому Межрабпом - филь
му примерно так, как ловкие «фармазоны» продают про
хожим понаивнее стекляшки за бриллианты,
— Пст! — подмигивал фармазон Ржешевский, — гр-н Межрабпом, не купите ли вещичку? Только по случаю отдаю задаром.
Режиссер Желябужский для начала картины заимствовал у Пудовкина его любимый прием: на один пейзаж наплы
вом налезает другой пейзаж. Затем перехватил до будущей ленты у Эйзенштейна несколько кадров заводской работы. Потом настриг хроники, снятой кем-то и для кого
РЕПОРТАЖ
то, и только после этого стал накручивать от себя. Как?
Есть такая примета: если в фильме участвует ребенок или кошка, если ребенок или кошка потягиваются крупным планом и играют предметами, для сего не приспособ
ленными, и если, к тому же, ребенок и кошка легко могут быть выброшены из картины, то это означает, что режис
сер — унылая личность и сам понимает, что поставленная им картина будет возбуждать зевоту, коли ее не пересыпать чем-нибудь таким, что приятно на экране само по себе.
В фильме «В город входить нельзя» есть ребенок, он потягивается, играет серьезны
ми вещами и для сюжета не нужен.
Среди исполнителей не заурядный комический талант обнаруживает артист Эггерт.
Он оставляет далеко позади себя Игоря Ильинского и Па
та с Паташоном — так смешна пародия на кино-злодея, кото
рую он разыгрывает. Зритель тем более ценит юмор Эггер
та, что роль злодея написана
всерьез, артист всерьез ее и играет, а выходит все равно смешно!
В заключение хочется выразить соболезнование народному артисту Л. М. Леони
дову, попавшему в такую компанию. Он должен отно
ситься к этой фильме, как к поездке в трамвае: мало ли с кем приходится сидеть рядом в трамвайном вагоне? Иной раз и ноги отдавят, и стиснут со всех сторон, а вышел на остановке - и снова начинается разумная, спокойная жизнь.
2. «ХРОМОЙ БАРИН»,
или ДВЕ КАЛЕКИ П
ервый калека сам хромой барин, герой карти
ны, этакий романтиче
ский помещик, которого играет Эггерт, но играет на этот раз не смешно.
Гораздо интереснее поговорить о втором калеке. Калека № 2 — вся фильма целиком.
Дело, видимо, вышло так. Снимали, снимали картину, а когда закончили, то оказалось, что фильмочка получилась, как по заказу Деникинского Освага (сценарий, при
мерно, Бунина с Куприным) или даже для демонстрации в залах блаженной памяти благородных собраний на выборах предводителей дворянства.
Смутились. Положили картину на полку на три годa (1926 — 29). Но со временем, затосковав о расходах, реши
ли пустить в прокат, сделав соответствующие поправки.
Поправки дали картине идеологический костыль, но зато отрезали ей руки и ноги.
Теперь картина больше всего напоминает ребус из «Вечер
ней Москвы»: чтобы понять что-нибудь, надо долго сооб
ражать, складывать в уме части картины, разгадывать смысл
отдельных рисунков, чтобы в конце концов прочесть... лозунг.
Однако, калека бродит по экранам, протягивая зрите
лям бесформенные обрубки:
— Подайте бывшей фильме на оправдание расходов!..
Иван Дитя
В ПОСЛЕДНЕЕ время драматург Л. Никулин занимается
ПРЕЖДЕ если актриса в середине сезона прельщалась выгодной халтурой, то она ста
ралась возможно бесшумней ретироваться из театра, с которым ее связывал контракт. Мнимая болезнь тети в далекой Пензе, растяжение сухожилий или что-нибудь в этом
духе служило официальным поводом ухода.
Теперь и подобных случаях актриса пишет горячо-идеологическое письмо в театр (копия во все редакции). Письмо начинается приблизительно так:
«Октябрьская революция, совершив великое дело освобождения трудящихся масс, вме
сте с тем раскрепостила и нас, женщин-актрис. Мои большие серые глаза, опушенные тем
ными ресницами, открылись, как-бы впервые и увидели всю ту затхлость и идеологическую невыдержанность нашего театра, которые... и т. д.».
А при чем тут Октябрьская революция? Просто в кино хал
турить поспособнее, и платят дороже.
спецеедством: питается «Инженером Мерцем» — смотри пьесу,
повесть «Высшая мера» и ряд рассказов на эту тему. Кино
сценарий, оперетта, балет и граммофонная пластинка о том же несчастном инженере появятся в ближайшем будущем.
Но театральным журналам тоже нужно как-то заполнить свои десять страниц до про
грамм текущего репертуара, и поэтому опубликовано письмо актрисы, и ряд ответов на не
го, и кое-какие интервью. С завистью в это дело ввязывается «Вечерняя Москва», и вот уже большие серьезные издания обмануты шумихой и готовы сказать свое веское слово.
... В итоге, помимо пятидесяти рублей ежемесячно, наша актриса подработала кое-что в смысле рекламы.
И всю эту уйму бумаги, помноженную на тираж, извели ради актрисы, о которой в лучшем случае писали:
«Не удовлетворила нас такая-то, в эпизодической роли такой-то».
Кстати: совсем недавно чтото в этом духе было с артисткой Жизневой, ушедшей из театра б. Корш.
АКЦ. О-ВО Софил существует для руководства серьезной музыкально-концертной деятельностью в стране.
Увы! Проглядывая украшенные лирой академические афиши этого общества, мы убеди
лись, что концертанты Софила более, чем разношерстны. И, судя по тому, что уже имеет место, недалек тот день, когда выйдет такая совсем академическая афиша:
И будет день, когда С. Чемоданов, отбубнив вступительное слово, в длинном коричневом фраке, панталонах с позумен
тами, держа в руках бич, спустится с эстрады в партер и безразличным голосом скажет концертанту:
— Господин Бим, здесь спать запрещается! Здесь нельзя спать, господин Бим!