Э


кспонаты музея восковых фигур поражают зрителя сходством своим с живыми существами.
Ужаленная змеей египетская царица Клеопатра тяжело дышит. Император Нерон с необыкновенной есте
ственностью рассматривает публику в изумруд. 3а столом сидит обезьяна в цилиндре и читает газету.
Все как будто живет натуральной жизнью и в то же время все мертво и представляет только видимость жизни.
Есть такой музей и в Самаре.
Сначала экспонаты его кажутся живыми. Ведь они имеют фамилии, они служат и получают жалованье. Наконец, это члены и кандидаты партии.
Но на деле оказывается, что работа их только видимость роботы, а коммунистичность—призрачна.
И чем больше эти фигуры работают и скандалят, тем больше убеждаются в том, что они мертвы.
Экспонаты самарского музея будут изображены в наиболее типичных для них позах.
Фигура партийного служащего Окрместхоза Юдина предстанет перед нами в ту минуту, когда он явился в зубо-лечебницу на Некрасовской
улице и потребовал принять его детей безо всякой очереди.
Коротко говоря, коммунист во что бы то ни стало требовал нарушения порядка.
Получив отказ, он кинулся к жалобной книге и, напирая в записи на свою партийность, требовал снять заведую
щего с работы. Дикое бурбонство Юдина вызвало среди оживших больных возмущение.
Петр Александрович Болонкин, юрисконсульт Союзхлеба, одна из
любопытнейших восковых фигур Самары.
На службу фигура является иногда весьма навеселе. Выезжает в область на суд и к разбору дела не является. Дело проваливается, хотя получены суточные, квартирные и прочие сладостные суммы.
Сутяжничество Болонкина непостижимо. Он оспаривает законные иски, защищает незаконные увольнения и вызывает этим лишнюю трату на судеб
ные расходы. Незаконность действий конторы по Самаре и округам всегда защищается Болонкиным.
E. Е. Морозова работает среди членов правления Коопинсоюза. Грубостью своей вызывает трепет в служащих и инвалидах. Провела неудачное, вызвавшее недовольство инвалидов,
укрупнение артелей, где дрожжевиков соединили с сапожниками, столяров и плотников с торговцами из комиссионного магазина.
По ее распоряжению в артель был принят председателем не инвалид Пермяков, пьянствовавший неделями и до
ведшей артель имени Галактионова до критического состояния. Только после длительных жалоб инвалидов Пермякова сняли.
В деревнях, где Морозова бывала по командировкам, она оскорбляла кресть
ян, называла их болванами и мужичьем. Это вызвало жалобу крестьян.
Музей богат. Есть там и Митлер, предместкома СТС по частным пред
приятиям, ретивый защитник бывших торговцев, спекулянтов и лишенцев. Есть и Аникин, управделами Союзхлеба, зажимающий неугодных ему людей, гонитель рабкоров, злостный нарушитель законов о труде.
Самарские фигуры суетятся, стараются во что бы то ни стало пока
заться живыми, кому-то нужными, но на деле все эти люди мертвы, бесполезны и лучшее для них место-музей восковых фигур, рядом с вечно-дышущей Клеопатрой и обезьяной, вечно делающей вид, будто она читает га
зету. А. Старосольский


Р Ы Ч И — Ч И Т А Й




Р


оман Тургенева «Дым» был напечатан впервые в 1867 году. Не будем скрывать этого.
Бесполезно было бы утаивать и то, что первая строка этого романа начинается так:
«10 августа 1862 г. в 4 часа пополудни...»
Не скроем и того, что на 36-ой странице «Дыма» напечатаны такие слова: «Другой привел стишки из «Искры...»
Пока все в порядке, все течет естественным порядком. Но к фразе об «Искрекомментатор гизовского издания «Дымасделал сноску:
«Издававшийся за границей журнал Р С Д Р П».
Вот тут и начинается мираж.
Орган РСДРП «Искра» начал издаваться только в начале двадцатого сто
летия, и лица, действующие в «Дыме(напоминаем, что действие романа происходит в 1862 году, а сам роман напеча
тан в 1867 году), об этом журнале знать ничего не могли. Ничего не было известно о нем и писателю Тургеневу.
Зато им хорошо был известен сатирический журнал «Искра», издававшийся с 1859 года. Там работал зна
менитый карикатурист Степанов, там работал Вас. Kурочкин.
КАК ОБИДЕЛИ ТУРГЕНЕВАНо об этом в сноске ничего не сказано.
Дело в том, что персонажи тургеневского «Дыма» об этой «Искре» знали, зато гизовский комментатор не знал.
Оттого он все и свалил на «Искру» РСДРП, вышедшую в свет лишь пять
десят лет спустя.
ария Фауста во время сцены с Маргаритой (совращение несовершеннолетних);
серенада Мефистофеля, коварно помогавшего Фаусту (сводничество), и
ария Онегина „Когда бы жизнь домашним кругом я ограничить захотел“ (кумовство.
ДОЛОЙ ПОЛОВУЮ РАСПУЩЕННОСТЬ!
АЛКОГОЛЬНОЕ СОРЕВНОВАНИЕ


И


звестный теа-критик Блюм в «Рабочей Газете» № 105, в статье «Наш привет РАБИСУ», между прочим, пишет:
«Присылает свою первомайскую программу и популярный тенор: арию из «Тос
ки» (где герой надрывно про
щается с жизнью, которая для него вся в любви к женщине), баркароллу из «Риголетто» (восхваляющую половую распущенность).
Вполне разделяя благородное негодование стойкого пуританина Блюма (речь идет об известной арии «Сердце красавицы»), можем рекомендовать для проскрипционного списка следующие арии:


П


редставьте себе, что «скорая помощь» вступила бы в соревнова
ние с пожарной командой. Как вы думаете, могла бы получиться та
кая картина, что кареты скорой помощи давили бы людей, а пожарные поджи
гали бы дома? Мы сперва думали, что нет. Но когда прочли газету «Советская Киргизия» от 18 мая 1929 г., — стали сильно сомневаться. А прочли мы следующее:
«В связи с социалистическим соревнованием рабочими раз
ливочного отделения спиртзавода во Фрунзе вынесено решение увеличить норму вы
работки каждого стола с 360 до 435 бутылок».
От такого социалистического соревнования, пожалуй, больше всего пахнет алкоголем...