оппозиціонное настроеніе оставалось настроеніемъ, не приводило къ организаціи недовольныхъ, а потому и не могло само по себѣ вступить въ бой съ королевской бюрократіей и арміей.
Правящій классъ самъ долженъ былъ дать толчекъ къ революціи. Онъ и далъ его, вынужденный къ тому совершеннымъ разстройствомъ государственныхъ финансовъ. Не находя болѣе ни кредита, ни новыхъ источниковъ дохода,
правительство вынуждено было само обратиться къ обществу, чтобы заручиться его содѣйствіемъ для разрѣшенія неотложнаго и грознаго вопроса о хроническомъ дефицитѣ.
Какъ мы видѣли, государственное хозяйство Франціи издавна подтачивалось двумя одинаково опасными для государственнаго процвѣтанія явленіями: произвольнымъ и безпорядочнымъ расходованіемъ государственныхъ средствъ и податными привилегіями дворянства, духовенства и части горожанъ, привилегіями, въ силу которыхъ бремя налоговъ почти цѣликомъ падало на наименѣе состоятельные классы населенія и въ частности на крестьянскую массу. Привилегии приводили къ возрастающему обнищанію народа и дѣлали сколько-нибудь раціональную постановку французскаго государственная хозяйства невозможной, а произволъ въ рас
ходовании государственныхъ средствъ дѣлалъ невозможнымъ
проведеніе какого-либо разумнаго порядка въ установленіи и особенно въ осуществлены бюджета, разъ любое королев
ское предписаніе могло опрокинуть всѣ прежнія предположенія и вызвать неожиданные расходы.
Несмотря на громадный природныя богатства Франціи, несмотря на чрезвычайное трудолюбіе ея населенія, эти два факта доводятъ Францію, въ концѣ концовъ, до полнаго разстройства какъ государственнаго, такъ и народнаго хозяйства. Со второй половины XVIII вѣка, несмотря ни на какія усилія и средства, никакъ не удается возстановить равно