вѣсіе доходовъ и расходовъ, а въ связи съ этимъ, съ одной стороны, растетъ ежегодный дефицита (въ 1789 г. онъ превышаетъ уже сумму въ 150 милліоновъ франковъ), съ дру
гой стороны, правительство вынуждено заключать все новые займы, среди коихъ количество очень невыгодныхъ краткосрочныхъ постоянно возрастаетъ, содѣйствуя такимъ образомъ дальнѣйшему ухудшенію положенія.
Весьма понятно, что при такихъ условіяхъ кредитъ власти, уже раньше глубоко подорванный неоднократнымъ нарушеніемъ государственныхъ обязательствъ, съ каждымъ годомъ
все болѣе падалъ. Безпорядокъ въ финансахъ дошелъ до такихъ угрожающихъ размѣровъ, что одинъ за другимъ всѣ министры финансовъ Людовика XVI: Тюрго, Неккеръ, Калоннъ и Ломени де-Бріеннъ, были вынуждены сознаться, что сохраненіе старой системы невозможно и что необходимо по
думать о болѣе серьезныхъ реформахъ. Типичной чертой
предполагаемыхъ реформъ въ каждомъ данномъ случаѣ являлось признаніе необходимости устранить стѣну недовѣрія и вражды, отдѣляющую правительство отъ общества, и сблизить ихъ другъ съ другомъ.
Всѣ эти попытки реформъ носятъ, однако, въ самихъ себѣ элементы полной неудачи, такъ какъ ни одна изъ нихъ не ставить вопроса на единственно правильную почву, т.-е.
не разрѣшаетъ вопросы о гарантіяхъ, способныхъ обезпечить обществу не только необходимыя права личности, но
также постоянное и действительное участіе народа въ управленіи страной и въ частности ея финансами. Тюрго думалъ о созданіи мѣстнаго самоуправленія и о центральномъ законосовѣщательномъ учрежденіи, которое давало бы власти свѣдѣнія о нуждахъ населенія, но не имѣло бы само по себѣ никакого реальнаго вліянія на удовлетвореніе этихъ нуждъ; Неккеръ остановился на одной только идеѣ мѣстнаго самоуправленія; Калоннъ предложилъ созвать нотаблей, т.-е. на