чаютъ вооруженное сопротивленіе. Для всякаго внимательная наблюдателя ясно, что предстоитъ страшный переворотъ, если власть не пойдетъ навстрѣчу единодушному требованію массы общества.
А власть медлить. Въ концѣ 1787 г. она, правда, даетъ неопредѣленное обѣщаніе созвать генеральные штаты лѣтъ черезъ пять, т.-е. въ томъ самомъ 1792 г., когда королевская власть была отмѣнена конвентомъ, и Франція объявлена республикой, но общество не вѣритъ ея неопредѣленнымъ словамъ и требуетъ яснаго и несомнѣннаго акта о созывѣ штатовъ къ опредѣленному сроку. Оно правильно понимаетъ, что взять такой актъ назадъ невозможно и что только въ
такомъ случаѣ власть волей-неволей будетъ вынуждена исполнить свое обѣщаніе.
Въ концѣ концовъ власть была вынуждена сдаться. Идея генеральныхъ штатовъ точно зараза захватила всѣхъ, даже тѣхъ, кто долженъ былъ пострадать отъ ея осуществления. Безъ созыва штатовъ нечего было и думать о возможности наполнить пустыя государственныя кассы. Пришлось подчиниться.
Отставка Ломени и вторичное назначеніе Неккера министромъ, наконецъ, привели къ желанному результату. Въ концѣ 1788 г. былъ обнародованъ актъ о созывѣ штатовъ къ 1 мая
1789 г., и тогда же рѣшено, что третье сословіе должно нмѣть столько же представителей, сколько два первыхъ вмѣстѣ.
Для всѣхъ было ясно, что начинается новая эпоха французской исторіи. Спрашивалось, справятся ли штаты съ своей задачей? Отъ рѣшенія этого вопроса зависѣли дальнѣйшія судьбы Франціи.
Но если общество привѣтствовало созывъ штатовъ, какъ начало новой эры, то правительство смотрѣло на дѣло зна
чительно иначе. Лишь крайняя нужда заставила его обра