на Францію они смотрѣли, какъ на свою вотчину, которая должна была служить своимъ природнымъ господамъ, „христіаннѣйшимъ королямъ .
Само собою разумѣется, что и теперь государство не переставало служить народу—иначе оно погибло бы,—но оно служило ему плохо, расточая народныя средства и силы и не давая народу ни того разумнаго руководства его эконо
мической жизнью, въ которомъ онъ нуждался, ни даже цѣлесообразной административной организаціи, ни правосудия. Но хуже всего обстояло дѣло съ финансами.


Въ этой области, въ которой короли чаще всего соприкасались съ народными интересами, они какъ разъ проявили съ особенной силой свое непониманіе народныхъ по


требностей и народныхъ правъ. По справедливому замѣчанію одного французскаго историка, неумѣніѳ королей создать разумную финансовую систему, способную удовлетворить государственный потребности, не истощая народнаго богатства, имѣло роковое вліяніе на судьбы французской королевской власти.
Характерными чертами финансовой политики французскихъ королей, повторявшимися и во всѣхъ другихъ отрасляхъ внутренняго управленія, были полнѣйшій произволъ и
полнѣйшій безпорядокъ. Начиная съ ΧΥΙ и даже съ XV вѣка, короли опредѣляли размѣръ налоговъ по своему усмотрѣнію, увеличивали старые, вводили новые, не отдавая никому отчета въ ихъ расходовали, останавливаясь иногда лишь предъ прямой опасностью возстанія обнищавшаго народа, опасностью, отъ которой не застраховано и самое деспоти
ческое правительство. Напрягая народныя силы до послѣдней степени, они въ то же время все-таки не сумѣли поста


вить государственное хозяйство на прочный базисъ. Несмо


тря на постоянный войны, короли продолжали смотрѣть на вызываемые ими расходы, какъ на экстренные, ничуть не го