широко рекламировать, изобретение это прошло у нас почти совершенно незамеченным.
И. Н. Павлов—настоящий москвич, горячо любящий свою родную Москву, и, желая сохранить ее старинные крупные и мелкие архитектурные памятники, он поставил себе задачу запечатлеть их в своих гравюрах.
Идею зафиксировать в гравюрах скромные московские „дворики дал И. Н. Павлову С. С. Голоушев — друг московских художников, много сделавший в деле насаждения и рас
пространения гравюры в Москве. Сергей Сергеевич Голоушев, по специальности врач, пострадавший при царском режиме за свои убеждения и пробывший несколько лет в ссылке в Архангельске, был не
дурной художник, (одна из его картин „Зима 1893 г. находится в Третьяковской
Картинной Галлерее; каталог 1917 г. № 1647), но главной страстьюС.С.Голоушева были графические искусства, которым он учился за границей. Ему принадлежат у нас первые опыты гравирования на линолеуме, и им же изобре
тен был особый способ обжигания иглой дерева—„кайография . Заветной мечтой С. С. Голоушева было основание в Москве „Графической Мастерской с рационально поставленным обуче
нием графическим искусствам молодежи; нужда в такой „мастер
ской для Москвы была насущная. Благодаря настойчивости
и энергии С. С. Голоушева около 1906 года удалось основать такую „мастерскую при Строгановском училище, для изучения и практического применения литографии и офорта; им были привлечены лучшие силы в лице таких художников, как В. А. Серов, А. В. Васнецов, Л. О. Пастернак и В. В. Переплетчиков.
Из числа первых по времени учеников, окончивших эту мастерскую, были: М. Бодаева, Н И. Пискарев и Г. Пашков. Благодаря С. С. Голоушеву, графическая мастерская пропа