отзывы

(правый берег Невы, 96). Типичный рабочий городок, почти отрезанный от города в территориальном отношении. Актив клуба - рабочие „Красного Ткача (бывш. фабрика Торнтона) и их семьи, живу
щие в общежитиях на территории фабрики. При числе рабочих в 2287 членов клуба — 608, что, казалось бы, не много. Женщин-членов клуба — 245, из них в воз
расте от 16 до 22 лет — 140, до 30 лет — 44 и свыше 30 лет — 46. Последняя цифра особенно показательна, так как в редких клубах женщины „в возрасте при
нимают участие в клубной работе. Эти же женщины „в возрасте с успехом занимаются и в спорткружке, тем самым пробивая брешь в сложившемся у домохозяеек предубеждении к подобного рода „фокусам на старости лег . Молодежи в клубе (до 22 лет) — 287, пионеров — 97. Несмотря на немногочисленность членов клуба, он все же достаточно деятелен.
Бывший владелец фабрики, англичанин Торнтон, считавшийся „либералом“, выстроил для рабочих театр. Последние в 1905 году несколько „зазнались , и зда
ние перестало исполнять функции рабочего театра, будучи переделанным в клуб для англичан-мастеров и владельцев. До предполагающегося расширения театр нельзя считать удовлетворительным по емкости
и удобству. Он слишком узок и носит еще до сих пор следы казенного, модного в свое время культуртре
герства. Зрительное зало — узкий коридор, могущий вместить только 200 — 250 человек. Установлена кинобудка.
На территории фабрики — рабочий сад с тремя павильонами, заново отремонтированными. Один из них служил летом для книжной выставки, стенгазет и пр., второй — типа дачного танцовального павильона и третий — открытая сцена. Сад благоустроен, чист и достаточно велик, хотя и предположено увеличить его площадь. За садом — отвоеванная у лопуха благоустроенная спортивная площадка.
Говоря о емкости клуба, следует обратить внимание на разбросанность отдельных помещений. Это объясняется вообще типом фабрики до-революционного времени, в которой каждое помещение строилось лишь в случае строгой производственной надобности. Есте
ственно, что теперь культкомиссии приходится ломать голову над подысканием помещений, которые можно было бы предназначить для кружков, сжимая в размерах хозяйственные постройки. И такая разбросан
ность, конечно, не вина культкомиссии, вынужденной „протягивать ножки по одежке .
Деятельность кружков несколько скована отсутствием надлежащей материальной поддержки. Отпускаемые суммы на культработу — недостаточны. Все же работа не стоит, и это главное. Драмкружок поставил своими силами: 2 комедии, пьесу „Сполошный зык , Комсопасху и инсценировку 1 Мая (последняя написана литературным кружком). Приглашались и гастро
лирующие труппы. Они дали 2-3 постановки („На
талка-Полтавка и др.). Активность членов кружка — 50°/о из 43 чел. Хоровой кружок выступает в числе 41 чел. при той же активности, что, впрочем, не поме
шало ему, в свое время, заслужить аттестат на конкурсе рабочих хоров. Репертуар, так же как и репертуар великорусского и духового оркестра, не выходит из рамок обыкновенной программы. Впрочем, хоровой кру
жок более самодеятелен, чем два последние. На долю спортивного кружка выпадает наибольшая активность — 80 — 90%. Оборудовано новое помещение.
Декорации и материалы для „вещественного оформления — работа ИЗО, но другими работами кружок бе
ден. Плакат, как агитационно - декоративное средство, почти отсутствует. Преобладает плакат типа „не курить .
Общая посещаемость и актив кружков не превышает 50%. Это — данные за второй квартал 1925 года. За лето работа кружков немного затихла, но зимой по всем кружкам активность была не меньше 80%. Как и всегда, летняя работа была возложена почти цели
Клубное
объединение домпросвета насчитывает 8000 чел. Но сам домпросвет со своим небольшим зданием и малочисленностью помещений не может удовлетворить потребность развер
нутой в кружках работы; приходится поэтому отдельные кружки свертывать. Несмотря на эти недостатки, клуб
ная работа поставлена широко. Хор, великорусский и неаполитанский оркестры, насчитывающее 90 человек, за лето в ряде вечеров показали большие достижения в занятиях. Слабее работа драм-кружка. В домпросвете зало на 800 человек, где проводятся лекция, кино и
собрания. Содержательно развернута кружковая работа. Имеющиеся техн.-производственные кружки завлекли 120 рабочих, с большим интересом относящихся к занятиям. Имеется и ряд других кружков, как-то: фотокружок, сольного пения, авиорадиохима и т. д., с охва
том в 650 человек и посещаемостью в 80%. Издается стен газета, весьма толково сработанная и художественно зарисованная. Интересные диаграммы и ло
зунги, сосредоточенные в уголках Авиорадиохима, Ленинском и др., а также содержательная читальнябиблиотека с 11 тыс. книг при 7 тыс. полит. литера
туры, которые дают возможность хорошо вести агита
ционно - пропагандисткую работу в соответственных кружках. Массовая работа — это лучшая работа дом
просвета. 33 научных и полит. лекций с пропускной способностью 12 тыс. человек. 25% из этих лекций сопровождалось соответствующими диапозитивами и кино-фильмами. 12 показательных полит-судов, умело и наглядно проведенных. Но самое живое — экскурсионная работа. Здесь клуб отличился: 62 экскурсии в музеи, на заводы, фабрики и за город во все окрестности Ленинградск. губ. с охватом 12 тыс. человек.
Д. ЛЕВИЧ.
Клуб „Красный Ткач
ком на плечи экскурсионного кружка. Фабрика, располагая своим пароходом на 80—90 человек, имела воз
можность периодически, группами, посещать дачные местности вверх по Неве. Научно-прогулочные экскур
сии были сделаны за лето: в Павловск, Петергоф, Красную Горку (к воинской подшефной части), Сестрорецк, Волховстрой, Токсово, Дудергоф, при общем числе участвующих в 1000 чел. Порядок работы на фабрике (3 смены) позволяет отдельным группам производственников делать экскурсии на соседние предприятия.
Эти экскурсии (круглый год) пользуются особенным успехом, увязая в общем строительстве рабочих отдельных предприятий.
Клуб имеет в своем распоряжени библиотеку, расположенную довольно уютно и удобно в одном из до
мов бывшего владельца фабрики. Книг — около 18.000. Произведена большая работа по изъятию идеологически устаревших книг. Таких — около 3.000. Читателей по данным на сент. - 767, из них до 16 лет — 115.
Из ненормальностей в общем ходе работы клуба фабрики следует отметить некоторую обостренность отношений с культкомиссией соседнего предприятия — писчебумажной фабрики им. Володарского, которая, будучи объединена с культкомиссией „Красного Ткача , старается выгребать каштаны из огня руками послед
ней, не прилагая к общей работе со своей стороны особенных материальных усилий. В.
Домпросвет им. Плеханова.
Показательное выступление Гос. кур
сов техники речи. 20 сентября в Белом зале Губоно состоялось организованное Губполитпросветом показательное выступление декламационного отделения Гос. курсов техники речи. Для просмотра были приглашены руководители клубных художественных кружков. Программа, состоявшая из доклада о коллектив
ной декламации, демонстрации хоровых упражнений и концерта декламационного хора под управл. проф. Суренского, — закончилась оживленной дискуссией. Аудито
рией единогласно была принята следующая резолюция, предложенная зам. зав. художеств. п/о Губполитпросвета т. Авловым: 1) провести показательные выступления и концерты декламац. хора Гос. курсов техники речи в клубах Губ политпросвета, 2) организовать для кружко
водов Губполитпросвета семинарий по хоровой деклации под руководств. проф. Суренского, 3) использовать слушателей декламац. отделения Гос. курсов техники речи в качестве инструкторов по коллективной декламации в клубах Губполитпросвета.