а Аравия, Армения, Месопотамия, Сирия и Палестина должны получить признание их особых национальных условий».
Помимо протестов мусульманского мира, в неменьшей степени на судьбу вопроса о Константинополе повлияло и провозглашение прин
ципа национального самоопределения русской революцией. То же влияние сказалось и на точке зрения президента Соединенных Штатов Вильсона, проделавшего быструю и сложную эволюцию от при
знания чуть ли не полной тождественности военных целей обоих воюющих лагерей к солидаризированию с нотой союзников, требо
вавшей на пороге 1917 года изгнания турок из Европы, и вплоть до «14 пунктов», опубликованных ровно через 3 дня после заявления Ллойд Джорджа.
21 сентября 1918 года Лансинг, государственный секретарь при Вильсоне, составил меморандум по территориальным вопросам для представления его президенту в тот момент, когда нужно будет гото
виться к мирным переговорам. Из 29 пунктов этого меморандума 6 непосредственно касались Турции. Согласио им, Оттоманская импе
рия должна свестись к одной Анатолии и не иметь никаких владений в Европе; в скобках значилось, однако, что этот пункт требует еще рассмотрения. Константинополь вместе с прилегающей к нему зоной превращается в международный протекторат, управляемый между
народной комиссией по мандату держав. Комиссия определяет форму правления в новом протекторате, а также распоряжается судоходством в Дарданеллах и Босфоре. Армения и Сирия становятся протек
торатами одного правительства или нескольких правительств, в соот
ветствии с местными и международными интересами, при чем в них самым строгим образом должна проводиться политика «открытых дверей» и возможно скоро устанавливается самоуправление. Палести
на выделяется в автономное государство под общим международным
протекторатом или под протекторатом одной державы по мандату других держав. В Аравии создается одно государство или несколько государств, и ей обеспечивается «полный или частичный суверенитет(Lancing: «The Peace Negotiations», p. 174).
Этот меморандум одинаково ярко обнаруживает и то, насколько мало Америка была осведомлена о намерениях своих союзников, и то, насколько неустойчивы были намерения антанты в отношении Турции.
МУДРОССКОЕ ПЕРЕМИРИЕ.
Ни одна из армий центрально-европейской коалиции не потерпела такого поражения в последние месяцы войны, как турецкая. 14 октября турки обратились к президенту Вильсону через посредство испанского посла с предложением открыть мирные переговоры. По примеру других побежденных держав, своих союзниц, Турция предложила взять «за основание для переговоров программу, изложенную президентом в его послании к конгрессу от 8 января и в последующих
заявлениях, в особенности же в речи от 29 сентября этого года»[1)] Американское правительство согласилось на перемирие, не дав, впро
чем, туркам, как кажется, никаких успокоительных обещаний по поводу его оснований.
30 октября перемирие было заключено в Мудросе, на броненосце «Агамемнон», английским вице-адмиралом Кальторпом и турецкими представителями Реуфом, Хикметом и Саадуллой.
[1)] Имеется ввиду речь в Иыс-Иорке 27-го сентября; текст см. Ключников—Сабанин
,,Международная Политика , т. II, с. 177.