киво стремилась отстоять свои всегдашние вожделения в смысле преимущественного положения в Турции и Сирии. Англии было важно проложить через Месопотамию прямой путь (сухопутный и воздуш
ный) в Персию, а через Персию — в Индию. В процессе переговоров
на Парижской мирной конференции вопросы, относящиеся к Малой Азии, смешались с массой других вопросов и стали предметом но
вого торга и новых сговоров. Чтобы получить на Рейне от Германии то, что ей хотелось, Франция должна была сделать последовательно ряд уступок Англии при дележе риз Оттоманской империи. Именно
в этом порядке с французского счета был переписан на английский Мосул, и английским же мандатом—вместо международного — стала Палестина. После соглашения в Сен-Жан де Мориен и Лондонского соглашения в августе 1917 г. Италия была в праве рассчитывать на то, что ее интересы в Малой Азии будут приняты во внимание главными союзниками-победителями. Но ее ждало полное разочарование. Сославшись на то, что только что упомянутые соглашения предусматри
вали участие России, а Россия выбыла из союзнического строя, Англия и Франция отказались поддержать итальянские притязания на Смирну и решили передать этот порт грекам. Между представите
лем Греции Венизелосом и представителем Италии Орландо возникли по смирнскому вопросу горячие прения в высшем органе конференции — «совете десяти». Стороны не скупились на самые тонкие взаим
ные комплименты, но отказывались уступить в чем-либо друг другу. 7 марта 1919 г. в комиссии по греческим делам мирной конференции
британская и французская делегации высказались в пользу передачи Смирны (и Айвали) грекам. В конце апреля Орландо демонстративно покинул Париж, чтобы произвести давление на союзников в вопросе о Фиуме. Венизелос тотчас же воспользовался его отсутствием, вновь потребовал Смирну для Греции и 6 мая добился согласия Ллойд Джорджа, Клемансо и Вильсона на оккупацию Смирны греческими войсками. 1-го июля специальная комиссия под председательством Тардье подтвердила мартовское англо-французское решение. Положение еще более осложнилось тем, что, едва высадившись на малоазиатский берег, греки устроили беспощадную резню турок, а затем, не счи
таясь с указаниями конференции, принялись на свой страх раширять зону своей оккупации. В конце июля Италии и Греции удалось, однако, притти ко взаимному соглашению по поводу турецкого наследства. На основании секретного договора от 29 июля 1919 г. между Тигтони и Венизелосом первый обязался поддерживать притязания второго на западную и восточную Фракии, на аннексию Южной Албании, а также на уступку Греции Смирны и занятых греками Эгейских остро
вов кроме Родоса; в обмен на это эллинское правительство должно было поддержать итальянский мандат па остальную Албанию и итальянские притязания на точно определенную зону в Малой Азии. В дальнейшем договор налагал на стороны ряд других взаимных обязательств. В частности, Греция обязалась предоставить Италии «свобод
ную зону» в Смирнском порту и согласиться на конвенцию относи
тельно транзитной торговли и железных дорог между этим портом и итальянской зоной. В заключение, для оправдания сугубой секрет
ности договора, было признано, что он «не является договором в истинном смысле», а «лишь определением общей линии поведения», и то при условии, что стороны получат удовлетворение главных своих притязаний.
Еще больше хлопот, чем Смирна, доставили союзникам Констан
тинополь и Проливы. В этом отношении выход России из войны и