ТУРЦИЯ ВЕЛИКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО СОБРАНИЯ.
Не способствовало скорому заключению мира и внутренне-политическое положение в Турции. Союзники хотели иметь дело только с константинопольским правительством, но оно не пользовалось ника
кой реальной властью и никаким авторитетом в стране, в особенности же с того момента, как 16 марта 1920 г. стало полным пленником союзнических оккупационных сил. Между тем наперекор и союзни
кам-оккупантам и призраку официального турецкого правительства начало расти турецкое национальное движение, возглавляемое Муста
фой Кемалем пашой. В конце июля 1919 г. состоялся конгресс националистов в Эрзеруме. 9 сентября, на новом конгрессе в Сивасе, националисты приняли резолюцию, согласно которой «вся турецкая тер
ритория в границах, установленных 30 октября 1334 (1918) года между оттоманским правительством и союзниками и имеющая в значитель
ном большинстве турецкое население, должна составлять единое неделимое целое». «Всякому вмешательству или всякой оккупации где-либо на Оттоманской территории,—говорилось в пункте 3 декларации,—а в особенности всякому движению, клонящемуся к образо
ванию за счет родной земли независимой Армении или независимой
Греции на участках фронтах Айдина, Магнезии и Баликхисара, мы твердо решили воспротивиться и защищать наши права». Следующий пункт касался турецких меньшинств: «Недопустимо, чтобы предоставлялись привилегии всяким немусульманским элементам, которые издавна живут в лоне той же страны и пользуются теми же правами равенства; такие привилегии вели бы к потрясению нашего политиче
ского управления и разбили бы социальное равновесие». Несколько раз в декларации настойчиво проводилась мысль о том, что Турция должна управляться на основе «абсолютной воли народа» и что для выявления этой воли должно быть созвано Национальное Собрание.
28 января 1920 г. националистами был проведен в константинопольском парламенте так наз. «Национальный Обет» — программа основных требований турецкой национальной политики, внутренней и внешней, составляющая прямое развитие только что приведенных сивасских постановлений и содержащая в себе ряд требований по от
ношению к будущему миру между Турцией и союзниками-победителями или «максимум жертв» им с ее стороны во имя «справедливого и прочного мира». По силе «Национального Обета» судьба тер
риторий Оттоманской империи, исключительно населенных арабским населением и оккупированных союзниками по Мудросскому перемирию, должна быть определена в соответствии со свободной волей этого населения. Части империи, расположенные по обе стороны по
граничной линии, установленной перемирием 30 октября 1918 г., и насе
ленные в большинстве оттоманами-мусульманами, должны составить «одно целое, которое не потерпит ни под каким предлогом пи факти
ческого, ни юридического раз’единения». Что касается судьбы трех санджаков—Карса, Ардагана и Батума, население которых «торжественным голосованием подтвердило свою волю возвратиться в лоно Тур
ции», то в случае надобности может быть приступлено ко второму, новому плебисциту. Юридический статус Западной Фракии также дол
жен основываться на плебисците. Безопасность Константинополя и Мраморного моря должна быть ограждена от всякого посягательства. После установления и проведения в жизнь этого принципа под
писавшиеся под обетом готовы согласиться на всякое решение, которое будет принято всеми заинтересованными державами в целях огкры