В число тех условий, на которых 26 апреля 1915 года Италия обязалась выступить на стороне держав Согласия против своих бывших союзников, также вошли приобретения за счет Турции будущих побе
дителей. По договору от этого числа Италии предоставлялись: острова Додеканеза, которые она занимала к тому времени, «в случае полного раздела Азиатский Турции, справедливая часть средиземно
морской области, смежной с провинцией Адалин» (где Италия уже приобрела права и интересы, послужившие предметом англо-итальян
ской койвенции), права и привилегии в Ливии, принадлежавшие перед тем турецкому султану, а при увеличении Англией и Францией своих
колониальных владений в Африке за счет Германии — равноценные компенсации в смысле расширения границ итальянских колоний Эритреи, Сомали и Ливии и колоний, смежных с французскими и англий
скими. В случае сохранения Азиатской Турции — значилось также в договоре — «интересы Италии будут приняты во внимание».
Труднее было примирить и удовлетворить территориальные притязания в Малой Азии Англии и Франции, двух главных соперников в этой части Ближнего Востока. На согласование их интересов здесь ушел еще целый год. За этот промежуток времени Англии удалось двинуть против Турции и сделать помощником Антанты главу Геджаса Гуссейна, которому в соглашении с сэром Генри Мак Магоном от 24 октября 1915 года было обещано признание Геджаса независи
мым королевством с включением в него арабских земель, кроме про
винций Багдада и Басры, Сирии и Палестины, или в тех пределах, в которых не затрагиваются особые интересы Англии и Франции. Однако, как раз в течение этого же времени крупные победы на турецком фронте одержала Россия, а потому, когда ей были, наконец, пред
ставлены условия англо-французского дележа Малой Азии, она согла
силась признать его лишь под условием удовлетворения ряда новых своих требований, а именно: она аннексирует области Эрзерума, Трапезунда, Вана и Битлиса до одного из пунктов на Черном море к за
паду от Трапезунда; к ней же должна отойти область Курдистана к
югу от Вана и Битлиса, между Мушем, Сертом, течением Тигра, Джезире-Ибн-Омаром, линией горных вершин, господствующих над Амадией и областью Мергевера. Взамен этого за Францией призна
вались права на территории между Ала-Дагом, Кесарией, Ак-Дагом, Ильдиз-Дагом, Зарой, Эгином и Харпутом. Границы арабского госу
дарства, начиная от Мергевера, должны итти но линии горных вершин, отделявших до сих пор турецкую территорию от персидской. Пере
численные требования были формулированы русским правительством в памятной записке, адресованной 26 апреля 1916 года С. Д. Сазоно
вым французскому послу в Петрограде Морису Палеологу. В тот же день Палеолог известил Сазонова о согласии французского прави
тельства на его условия, а 23 мая к русско-французскому соглашению присоединилась и Великобритания, уже год тому назад компенсиро
ванная согласием России на включение в английскую сферу влияния быв. нейтральной зоны Персии кроме Исфагани и Иезда.
Англо-французское соглашение по малоазиатским вопросам состоялось в середине мая того же 1916 года в форме обмена нотами между французским послом в Лондоне Полем Камбоном и статссекретарем по иностранным делам Эдуардом Греем. В основу этого
соглашения было положено разделение соответствующих турецких территорий на несколько зон, выработанное и принятое специальными уполномоченными: с английской стороны сэром Марком Сайксом, а