с французской — Ж. Пико. Франция выговорила себе зону, обозначенную на карте синей краской и заключающую в себе на юге прибреж
ную полосу Сирии, а на севере Киликию, включая Адан и Мерсину, южную часть Армении до Сиваса и Муша и часть Курдистана до Джезире-Ибн-Омара. В противовес этому Англия получила «красную зону», прилегающую на востоке к турецко-персидской границе и тяну
щуюся вверх по течению Тигра и Евфрата от Персидского залива и до линии к западу и северу от Багдада. В этих своих зонах французы и англичане обусловили себе право «устанавливать ту администрацию и тот контроль», которые каждая из них пожелает и которые каждая сочтет подходящим установить у себя «после соглашения с арабским государством или конфедерацией арабских государств». Прибрежная полоса Палестины к югу от французской синей зоны составила нейтральную «коричневую зону» с тем, чтобы в ней было введено международное управление по соглашению с Россией, с остальными союзни
ками и с представителями шерифа Мекки. Порты Акра и Хайфа не вошли, однако, в эту зону и были предоставлены англичанам, при чем последний из них был признан порто-франко в отношении Франции. Напротив, входящая в состав французской зоны Александретта получила режим порто-франко в отношении торговли Британской импе
рии. Между тремя указанными цветными зонами на карте Сайкса и Пико были нанесены две обширные незакрашенные зоны «А» и «В», в которых стороны сговорились «признать и защищать арабское не
зависимое государство или конфедерацию арабских государств». Обе эти зоны были также поделены между Англией и Францией, решившими сделать, их своими сферами влияния, т.-е. иметь в них «право
приоритета на местные предприятия и займы» и право «предоставлять иностранных советников или чиновников». В частности, Франция вы-, говорила себе права на северную зону «А», включающую в себя Дамаск, Хомс, Хаму и Алеппо в Сирии и Мосул в Месопотамии, упирающуюся в персидскую границу по линии от Мергевера к Сердешту и
вместе с синей французской зоной составившую по -идее Сайкса буффер между новыми английскими и русскими владениями в Малой Азии. Англия изяла себе южную зону «В», охватывающую Сирийскую пустыню, Текрит, а на севере — территории между зоной «А», персидской границей и красной английской зоной.
Ряд пунктов обеспечивал обеим дерркавам разного рода выгоды в области железнодорожных и иных концессий, содержания учреждений, управлений и т. гина поделенных территориях.
Хотя заинтересованность Италии в малоазиатских делах была формально признана в договоре от 26 апреля 1915 года, все же пере
говоры и соглашения Англии, России и Франции о разделе Малой Азии прошли не только без ее участия, но и без ее ведома. Она узнала, как ее обошли, только в сентябре 1916 года. Римское правительство не обиделось на то, что союзники поступили с ним «против всякого его ожидания», *а просто решило пред’явить свои права на добычу. Оно сделало это в форме памятной записки, переданной 19 ноября 1916 г. итальянским послом в Петрограде, маркизом Карлотти, министру иностранных дел Штюрмеру. Принципиально римское прави
тельство,—гласила записка,—готово пойти на все упомянутые выше соглашения. Но, во-первых, редакция некоторых из этих пунктов долж
на быть изменена в виду ее неприемлемости для Италии; во-вторых, те права, которые ее союзники взаимно предоставили друг другу в выго
воренных каждым из них частях Турции надлежит соответственно распространить и на Италию; в-третьих, пусть союзники признают ее