собственные территориальные притязания на области Аданы, Конии и Айдина и права на сферы влияния; наконец, в-четвертых, последую
щие переговоры по данному кругу вопросов союзники должны вести при непременном участии итальянского правительства.
В целях удовлетворения итальянских притязаний в Малой Азии 19—21 апреля 1917 года в поезде, при выходе его на французскую сторону туннеля Мон-Сенн, на железнодорожной остановке в Сен-Жан де Морьен было подписано соглашение между тремя заинтересованными правительствами: английским, итальянским и французским (Ллойд Джордж, Соннино и Рибо). В России к этому моменту цар
ского правительства уже не существовало, а сменившее его временное правительство уже вынужденно заявляло, что целью свободной России является «не господство над другими народами, не отнятие у них национального их достояния, не насильственный захват чужих территорий, но утверждение прочного мира на основе самоопределения наро
дов». По этой или по какой-либо иной причине, но русского предста
вителя в Сен-Жан де Морьен не имелось. Русский посол в Риме Гире узнал о нем лишь post factum и частным путем. Русскому послу в Па
риже Извольскому соответствующий протокол был лишь «прочитан
французским премьером (24 апреля). На этой конференции Италии было отказано в ее притязаниях на вилайет Адана и на часть Кайсарского
санджака, но с этими исключениями было одобрено приобретение ею в Турции обширной «зеленой» зоны, включающей в себя вилайет и
город Смирну, санджаки Ментеше, Адалию и Ичили, часть Конии, не считая обширной сферы специальных итальянских интересов, а также зоны «С».
До последнего времени о соглашении в Сен-Жан де Морьен не было известно достаточных подробностей. Текст соглашения пол
ностью также, повидимому, до сих пор не опубликован. Больше всех мог сообщить о нем Mears в своей книге «The Modern Turkey» (1924 г.), на основании американских газет и журналов. В передаче Мирса это соглашение звучит следующим образом:
При условии согласия русского правительства: 1) Итальянское правительство дает свое согласие на условия, содержащиеся в статьях 1 и 2 франко-английских соглашений от 9 и 16 мая 1916 г. Со своей стороны французское и британское пра
вительства признают права Италии на тождественных основах управления и обеспечения интересов на зеленую зону и зону «С», указанную в приложенной
при соглашсни карте. 2) Италия соглашается сделать из Смирны свободный порт для торговли Франции, ее колоний и ее протекторатов, а также для торговли Бри
танской империи и подвластных ей земель. Италия будет пользоваться теми же правами и привилегиями, которые Франция и Англия взаимно гарантировали друг другу в портах Александретты, Хайфы и Сен-Жан д’Акра (Акка) по статье 5 упомя
нутых выше соглашений. Мерсина будет свободным портом в отношении торговли
Италии, ее колоний и ее протекторатов, и в ней не будет различия в режиме или в каких-либо преимуществах в отношении портовых сборов, в которых могло бы быть отказано итальянским судам и грузам. Итальянские грузы, идущие в итальян
скую зону или из нее, будут пользоваться свободой транзита через Мерсину и на железной дороге, пересекающей Аданский вилайет. Нс будет делаться прямого или косвенного различия в режиме в отношении итальянских товаров ни на какой-либо из железнодорожных линий, ни в каком-либо порту вдоль киликийского побережья,
обслуживающих итальянскую зону, к невыгоде для итальянских судов или товарок. 3) Форма международного управления в коричневой зоне, которая составляет пред
мет статьи 3 названных соглашений от 9 и 16 мая 1916 года, будет определена в соглашении с Италией. 4) Со своей стороны Италия присоединяется к условиям, ка
сающимся портов Хайфа и Акка, содержащимся в статье 4 тех же соглашений.
5) Италия присоединяется, поскольку то касается зеленой зоны и зоны «С», к двум параграфам статьи S англо-французских соглашений, относящихся к таможенной системе, которая должна быть сохранена в синей и красной зонах, равно как в зонах «А» и «В». 6) Условлено, что интересы, которые каждая из держав имеет в зонах, приходящихся на долю других держав, будут строго уважаться, но держаны,