Ѣзда г. Чайковскаго, былъ пожертвованъ въ пользу голодающихъ, и кіевское оперное Товарищество хотѣло принять участіе въ такомъ пожертвованіи. Первый же концертъ не могъ дать ничего на долю голодающихъ, такъ какъ расходы каждаго отдѣльнаго симфоническаго собранія едва покрыва
ются даже въ случаѣ полнаго сбора. Казалось-бы, что имя нашего знаменитаго композитора моглобы сослужить еще лучшую службу благотворитель
ному дѣлу помощи голодающимъ, если бъ каждое изъ мѣстныхъ музыкальныхъ учрежденій выступило въ данномъ случаѣ самостоятельно. Слава г.
Чайковскаго, какъ опернаго композитора, ничегобы не потеряла вслѣдствіе отсутствія тѣхъ вокальныхъ отрывковъ, которые Занимали значительную часть программы обоихъ концертовъ, благо
даря обильному участію оперныхъ элементовъ. Съ
своей стороны г. Прянишниковъ могь-бы устроить одно „экстренное“ представленіе „Пиковой дамы“ въ пользу голодающихъ. Управляющій кіевскимъ опернымъ Товариществомъ увлекся, вмѣсто этого, желаніемъ произвести своего рода смотръ всему наличному персоналу на эстрадѣ симфоническихъ собраній. Этотъ планъ не удался лгшь по независящимъ отъ него обстоятельствамъ; нѣкоторые артисты выбыли изъ строя по болѣзни.
Такимъ образомъ, на первомъ концертѣ не удалось исполнить ни аріозо „кумы“ изъ „Чародѣйки“, ни дуэта Ліонеля и Іоанны изъ „Орлеанской дѣвы“, ни романса „Нѣтъ только тогъ, кто зналъ“. При
чиной тому была болѣзнь трехъ пѣвицъ: г-жъЛубковской, Штрейхеръ и Нечаевой. Вмѣсто послѣдней, пѣлъ сверхъ программы г. Тартаковъ, который несомѣино является не только лучшимъ на
шимъ опернымъ артистомъ, но и превосходнымъ камернымъ пѣвцомъ, доставившимъ слушателямъ большое эстетическое наслажденіе въ романсахъ: „Подвигъ* и „Средь шумнаго бала“. Въ камерно
вокальномъ стилѣ подвизались также г,г. Свѣтловъ-Стояиъ (романсъ „Отчего“) и Антоновскій („Благословляю васъ, лѣса“), но имъ обоимъ очень далеко до г. Тартакова, въ особенности г. Анто
новскому, исполнившему знаменитый романсъ г. Чайковскаго рѣзко и безъ настроенія. Богатыя вокальныя средства этого пѣвца производятъ всегда впечатлѣніе сырого и необработаннаго матері
ала, его пѣніе лишено оттѣнковъ н вкуса, порою даже музыкальнаго ритма. Вышеуказанные пробѣ
лы перваго концерта были отчасти пополнены на слѣдующій день другими членами труппы: г-жу
Нечаеву замѣнила і -жа Корецкая; вмѣсто обоихъ отсутствовавшихъ сонраио, пѣла r-ata Силина; по
явился даасе совсѣмъ новый теноръ, г. Успенскій, дебютировавшій на сценѣ уже впослѣдствіи. Кро
мѣ упомянутыхъ вокальныхъ вещей, 21 декабря были исполнены еще: аріозо князя изъ „Чародѣй
ки“ (г. Прянишниковъ) и ансамбль съ хоромъ изъ „Орлеанской дѣвы“ при участіи г-жи Снарской, г.г. Свѣтлова-Столна и Волгина, а таіше соеди
ненныхъ хоровъ оперы, музыкальнаго училииі,а и капеллы г. Калишевснаго. Этотъ гимнъ былъ повторенъ, благодаря красивымъ дѣтскимъ голосамъ пѣвчихъ г. Калишевснаго. Но инструментальная часть программы является, конечно, существен
нѣйшею стороною описываемыхъ концертовъ. Оиа состояла изъ трехъ, хорошо извѣстныхъ въ рус
скихъ столицахъ, произведеній: скиты № 3, ан
тракта и пляски сѣнныхъ дѣвушекъ изъ „Боеводы“ и увертюры „1812 годъ“. Исполненіе этихъ, частью очень трудныхъ, партитуръ было очень добросо
вѣстно подготовлено еще до пріѣзда автора мѣст
нымъ опернымъ капельмейстеромъ, г. Прибикомъ. Нашъ оркестръ хорошо справился какъ съ техни
ческими трудностями скерцо и варіацій изъ сюиты, такъ и съ звуковою массивностью опилога тор
жественной увертюры. Нельзя не упомянуть о прекрасной игрѣ г. Шевчика въ скрипичномъ солофинала сюиты. Оба концерта сопровождались горячими оваціями въ честь композитора.
Первый симфоническій концертъ сезона состоялся 19 октября. Двѣ инструментальныя пьесы, второго отдѣленія программы были повторены: колоритная страница выдакщагося русскаго музыкаль
наго живописца г. Римскаго-Корсакова—„Садко“ и полная настроенія элегія для струнныхъ инстру
ментовъ („Весна“) Эд. Грига. Большого успѣха, удостоился также и г. Тартаковъ, художественноисполнившій вокальные номера программы (арія. Тоаса изъ „Ифигеніи въ Тавридѣ“ Глюка и романсы). Капитальною пьесой концерта была вторая симфонія Бетховена (ре мажоръ, ор. 36). Ка
пельмейстеръ г. Виноградскій внесъ въ данное произведеніе много оттѣнковъ и одушевленія; пе
реходъ отъ вступительнаго adagio къ первому
allegro былъ сдѣланъ мастерски. Скерцо вылилось какъ-бы однимъ взмахомъ; очень картинно вышло
также заключеніе симфоніи. Послѣднимъ номеромъ, программы была исполнена блестящая и нѣсколь
ко декоративная увертюра Литольфа: „Гобеспьеръ“. Исполненіемъ этой вещи мѣстное отдѣленіе
Императорскаго Гусскаго Музыкальнаго Общества хотѣло почтить память знаменитаго автора форте
піанныхъ „симфоничныхъ концертовъ“, умершаго7 августа прошлаго года.
По части виртуозныхъ концертовъ у насъ были, въ первыхъ числахъ декабря только концерты г-жи Зембрихъ-Коханской съ участіемъ талантливой
молодой піанистки г-жи Маріи Вонсовской, Обѣартистки имѣли выдающійся успѣхъ и концерти
ровали здѣсь 2 раза. Въ будущемъ ожидаются концерты піаниста Іосифа Сивинскаго (въ фев
ралѣ) и пѣвицы г-жи Альмы Фострэмъ (въ мартѣ),
В. Чечоттъ.
Дѣла кіевскаго драматическаго Товарищества въ. матеріальномъ отношеніи за послѣдніе два мѣсяца значительно поправились. За декабрь мѣсяцъ Товарищество выработало 80 коп. на рубль. Вѣроятно, и конецъ сезона пройдетъ такъ яге успѣшно. Такимъ образомъ, наше Товарищество съ перваго сезона съумѣло стать на твердую ногу. Успѣхъ То
варищества—весьма утѣшительный фактъ, такъ, какъ за послѣднія 10 лѣтъ драма никакъ не могла утвердиться въ Кіевѣ.
Новый годъ начался постановкой двухъ образцовыхъ произведеній: 2 января „Отелло“, 3 января „Коварство и любовь“ въ бенефисъ г. Самойлова-Мичурина. Гаспредѣленіе ролей въ шекспировской трагедіи было слѣдующее: Отелло—г. Со
ловцовъ, Дездемона—г-жа Малиновская, Яго—г., Недѣлшгь, Эмилія- г-жа Аграмова, Кассіо—г. Долинокъ.
Шиллеровская трагедія ., прошла съ прекраснымъ, ансамблемъ. Всѣ роли нашли соотвѣтствующихъ исполнителей: президентъ—г. Песоцкій, Фердинандъ— г. Самойловъ-Мичуринъ. Луиза—г-жа Ан
ненская, Леди Мильфордъ—г-жаГлѣбова, Бурм ь— г. Чужбиновъ, Миллеръ-отецъ—г. Соловцовъ, Мил
леръ-мать—г-жа Аграмова. Бенефиціантъ толковои съ чувствомъ провелъ свою роль, при громкомъ
одобреніи публики. 11а обоихъ спектакляхъ (2 и. 3 янв.) публики было много.
Изъ новыхъ пьесъ были поставлены: „Новое дѣло“ ком. Вл. И. Немировича-Данченко, „Искупле
ніе“ ком. въ 5 дѣйст., съ прологомъ Октава Фелье (въ 1-й разъ на русской сценѣ), „Евлалія Гамипа“—
др, въ 4 д. соч. H. Н. Соловцова и „Уголокъ. Москвы“ ком. Бл. Александрова.
Большой успѣхъ выпалъ на долю ком. „Новое дѣло“. Главныя роли Столбцоиа и Андрея Колгуева нашли вполнѣ удовлетворительныхъ исполни