рыя оперы прошли сравнительно недурно, но всетаки не побѣдили равнодушія публики. Объ
ясненіе этому грустному обстоятельству надо искать, во 1-хъ, въ недостаточно хорошемъ подборѣ труппы, во 2-хъ, въ наигранномъ реперту
арѣ, за исключеніемъ 2—3-хъ оперъ, а, главное,— въ недостаточной музыкальности казанской пуб
лики Нельзя же принимать въ разсчетъ 20 — 30 завзятыхъ меломановъ, да десятерыхъ гласныхъ думы, ратующихъ за необходимость существованія въ Казани оперы, которая послѣдніе два, три сезона приносила антрепренерамъ нашего те
атра убытокъ, разоряла ихь въ конецъ и, безъ субсидіи отъ города, держаться у насъ никогда не можетъ.
Счастіе для драматическаго Товарищества г. Ііородая, что оно ве участвуетъ въ прибыляхъ (!) и убыткахъ оперныхъ артистовъ, которымъ г. Бородай сдалъ театръ до 1-го ноября безъ всякой съ его стороны отвѣтственности, „безъ обо
рота па себя“. Теперь онъ съ драмой преблагополучно пожинаетъ лавры и деньги въ Саратовѣ, гдѣ давно не было хорошей драматической труппы, благодаря г, Горииу-Горяйнову, бывшему нѣ
сколько лѣтъ полновластнымъ распорядителемъ театральныхъ дѣлъ Саратова и набиравшему всег
да слабыя труппы для драмы, подыгрываввіей оперѣ.
Съ ноября драматическое Товарищестпо г. Бородая вернется въ Казань на смѣну оперѣ и, навѣрное, сдѣлаетъ блестящее дѣло, такъ какъ со
ставъ труппы, пополненный вновь приглашенными артистами (г яса Лзагарова и г. Борисовскій), нра
вился казанской публикѣ и она, наголодавшись,
сь жадностью набросится на близкія ея сердцу и пониманію драму и комедію.
Кіевъ (отъ нашею корреспондента). Оперный нашъ сезонъ открылся 1 сентября. Для пер
ваго спектакля, но обычаю, шла „Жизнь за Царя“. Антрепренерами предстоящаго сезона являются наслѣдники I. Я. Сѣтова; они объявили своевре
менно списокъ состава труппы, уже помѣщенный въ „Артистѣ*. Предполагаемый репертуаръ состоитъ изъ 32 оперъ, принадлежащихъ 18 авторамъ и 4 школамъ. Русскій репертуаръ распре
дѣляется по авторамъ слѣдующимъ образомъ: Глинка—обѣ оперы, Даргомыжскій—„Русалка , Мусоргскій—„Хованщина , Чайковскій—„Оприч
никъ 0 пѣги нъ „Пиковая Дама г.Рубшіштейнъ— „Домокъ ,„Неронъ , г. Римскій-Корсаковъ—„Снѣгурочка , Монюшко- „Галька . Въ итогѣ- 10 рус
скихъ опорныхъ произведеній или почти 1/я часть репертуара. По отношенію къ Бородину („Князь Игорь ) наслѣдники Сѣтова выказываютъ непре
клонность, достойную лучшей цѣли: капитальное произведеніе одного изъ крупнѣйшихъ нашихъ музыкальныхъ художниковъ не находитъ себѣ мѣста въ репертуарѣ уже втеченіе трехлѣтія,
несмотря на удачный прецедентъ, относящійся къ послѣднему сезону предшественника Сѣтона, г. Прянишникова. Многочисленная иностранная группа объявленныхъ нынѣ оперъ распадается на школы—французскую, итальянскую и нѣмец
кую. Ста послѣдняя представлена, впрочемъ, весьма слабо и состоитъ исключительно изъ двухъ оперъ Вагнера „Тангейзера и „Летучаго Голландца . Кромѣ названныхъ произведеній знаменитаго реформатора, шедшихъ ужо въ прошломъ сезонѣ, наша публика слышала но части Нагнера еще только „Лоэнгрина . Такое знаком
ство съ даннымъ композиторомъ можетъ дать кіевлянамъ лишь самое ограниченное и неполное понятіе объ истинномъ Вагнерѣ, творцѣ „Три
стана , „Нюрнбергскихъ Пѣвцовъ и нроч. Лучше было бы совсѣмъ не трогать нѣмецкую опер
ную литературу, если уже никакъ нельзя выбрать изъ нея ничего, кромѣ общеизвѣстныхъ произведеній, написанныхъ Вагнеромъ подъ вліяніемъ Вебера, Спонтини и др. По такимъ образ
цамъ публика пе можетъ составить себѣ надле
жащаго представленія ни о нѣмецкой оперѣ вообще, ни о творчествѣ Вагнера въ частности. II почему бы не возобновить давно не исполняв
шихся у насъ „Донъ-Жуава , „Фрейшютца или не поставить вовсе здѣсь не шедшую оперу Бетховена? Лирическая сцена, находящаяся подъ покровительствомъ городского управленія, обязана преслѣдовать не однѣ лишь коммерческія цѣли: опа, повидимому, должна была бы забо
титься и о повышеніи культуры въ той области,
которой служитъ городской оперный театръ. По при цѣнномъ топтаніи вокругъ Верди и Мейер
бера, съ прибавкой декадентскихъ произведеній новѣйшихъ игальяпцевь, бьющихъ всѣми силами на эффектъ и на нервы нетребовательной толпы, эстетическая культура публики можетъ двигаться лишь назадъ, а не впередъ. Мейерберъ и его неизмѣнный спутникъ - Галеви дадутъ въ текущемъ
сезонѣ цѣлыя пять оперъ даннаго эклектическаго и космополитическаго направленія: пойдутъ „Гу
геноты , „Пророкъ , „Робертъ , „Африканка и „Жидовка . Дли полнаго комплекта этого рода
образцовъ, не хватаетъ еще только „Сѣверной Звѣзды и „Плоермельскаго Праздника .ІІзъ на
стоящихъ французовъ мы услышимъ Бизэ съ его превосходной, по заигранной „Кармэнъ и съ ого слабыми „Искателями жемчуга ; Гуно представленъ двумя лучшими своими операми—ста
рымъ „Фаустомъ и новымъ для Кіева „Ромео . Затѣмъ является также Тома — „Миньона , Севъ- Сансъ—„СаысонъиДалила“иМасснэ—„Вертеръ . Въ итогѣ -12 оперъ французской школы. Остальныя 7 принадлежатъ итальянцамъ, т.-е. по преимуществу—маэстро Верди—„Трубадуръ , „Риго
летто , „Балъ-Маскарадъ , „Аида , „Отелло .
Слѣдуетъ еще два антипода: Россини со своимъ веселымъ „Цирюльникомъ и г. Леонкавалло—съ трагикомическими „Паяцами . Втеченіе пер
ваго мѣсяца сезона антреприза наслѣдниковъ Сѣтова поставила, кромѣ уже упомянутой оперы Глинки, слѣдующія произведенія: „Демонъ , „Евгеній Онѣгинъ , „Пиковая Дама , „Фаустъ , „Риголетто , „Паяцы , „Гугеноты , „Пророкъ , „Африканка .Послѣднія три оперы шли съ участіемъ знаменитаго московскаго пѣвца, г. Преображенскаго, приглашеннаго антрепризой па 3 мѣ
сяца, въ качествѣ тенора с]і forza; но второй половинѣ сезона это амплуа будетъ вновь принадлежать прежнему любимцу мѣстныхъ мелома
новъ—г. Медвѣдеву. Вслѣдствіе значительнаго упадка голосовыхъ средствъ, г. Преображенскому пришлось испытать въ Кіевѣ не болѣе того, что принято называть „succès d’estime . Героическія роли мейерберовсваго репертуара требуютъ нынѣ со стороны упомянутаго пѣвца замѣтныхъ усилій и бережливости, искусно прикрываемыхъ шко
лою опытнаго артиста. Въ такихъ партіяхъ оперная публика неохотно мирится съ диплома
тическими уловками пѣвцовъ, принужденныхъ считаться съ пробѣлами естественныхъ вокальныхъ средствъ. Хотя г. Медвѣдевъ тоже вла
дѣетъ крайними верхними нотами своего регистра далеко не съ прежнею увѣренностью, по въ об
щемъ голосъ его, по массивности, является болѣе подходящимъ къ данному амплуа, чѣмъ голосъ г. Преображенскаго. Ему нынѣ удаются
преимущественно отдѣльныя мѣста исполняемыхъ ролей и притомъ эти лучшіе моменты пѣвцне всегда совпадаютъ съ кульминаціонными точками партіи, какъ это имѣетъ мѣсто напр. въ „Про