Но совершенно отвергать существование аналогіи въ историческомъ развитіи древняго и новаго міра при тѣхъ


данныхъ, которыми располагаешь современная наука, никоимъ образомъ нельзя. До пзвѣстной степени оказывается вѣрнымъ давно уже высказанное положеніе, что многіе изъ тѣхъ жизненныхъ жгучихъ вопросовъ, которые—нерѣшенпые еще и теперь—занимаютъ каждаго мыслящаго


человѣка, волновали уже древній міръ; уже онъ пытался дать имъ свое посильное рѣшеніе.




Къ числу такихъ вопросовъ отчасти можетъ быть отнесеиъ и вопросъ женский 1).


II.
Я не буду останавливаться на той отдаленной, темной порѣ, когда, быть можетъ, и въ Іреціи господствовалъ матріарттъ или, какъ нѣмцы называютъ, Mutterrecht, о которомъ такъ много говорятъ современные соціологи.
Не буду подробно касаться и гомерической эпохи: всѣмъ хорошо извѣстны образы Андромахи и Пенелопы. Напомню лишь нѣкоторыя черты.
Красота, разумъ, искусство въ рукодѣліи—таковы качества, которыя особенно цѣиились въ женіцинѣ гомери
ческой эпохи. Домашнее хозяйство, пряденье, тканье— вотъ ея дѣло. Прощаясь съ Андромахой, Гекторъ говорить:
„Лучше, вернувшись домой, ты займися тамъ собственнымъ
дѣломъ,
Прялкой и ткацкимъ станкомъ—и блюди, чтобъ служанки свер
шали
Точно работы свои. О войнѣ жъ позаботятся мужи“.
1) Іѵо Bruns, „Frauenemancipation in Athen. Ein Beitrag zur attischen Kulturgeschichte des V und IV Jahrhunderts . Kiel. 1900; Thumser, „Die Stellung der Frau bei den Griechen . Wien-Leipz. (Zeitschr. f. oster.
Gymnas. LV). Женскаго вопроса въ Греціи касается Leo Bloch въ „А1- kestisstudien („Neue Jahrb. f. d. klass. Altertum“, VII,\l901). Въ обширномъ трудѣ Lilly Braun, „Die Frauenfrage“, Leipz., 1900, имѣющемся и въ русскомъ переводѣ, глава, посвященная древности, слишкомъ кратка и вообще неудовлетворительна.