Въ дошедшемъ до насъ стихотвореніи одного греческаго сатирика VII в. до P. X. выражается крайне отрицатель
ный взглядъ на женщину. Для характеристики различ
ныхъ женскихъ типовъ сатирикъ нрибѣгаетъ къ сравненіямъ преимущественно съ животными; неряху онъ выводитъ отъ свиньи, хитрую и лукавую женщину онъ сравниваешь съ лошадью, злокозненную—съ обезьяною, а не
постоянную, измѣнчивую уподобляетъ морю,—сравненія,
любоиытныя, между прочимъ, въ томъ отношеніи, что впослѣдствіи сходные эпитеты и уиодобленія встрѣчаются въ византійской и древнерусской письменности 1). По Гесіоду, женщина есть зло. По обычному тогда воззрѣыію, она во всѣхъ отношеніяхъ ниже мужчины; единственный смыслъ и цѣль брака—рожденіе потомства. Поэтому съ бездѣтными женами объявлялся разводъ.
Женщина въ Греціи неправоспособна2). Въ нѣкоторыхъ государствахъ, напр, въ Аоинахъ, она не могла выступать свидѣтельницею, не могла сама вести судебныя дѣла и начинать процессъ, заключать договоръ выше извѣстной нормы.
Надъ греческою женщиною постоянная опека: дѣвушкой, въ родительскомъ домѣ, она находится подъ опекой отца, въ замужествѣ—подъ опекой мужа. Замулсъ выхо
дить она молодою, лѣтъ 15-ти, воспитывается иодъ строгимъ присмотромъ, но правилу «какъ можно меньше видѣть, слышать и говорить». Обыкновенно она умѣетъ лишь приготовлять платье нзъ шерсти, наблюдать, какъ дѣлится пряжа между служанками: зато она хорошо обучепа кулинарному искусству, «ибо это—важиѣйшая для нея и для мулса наука». Она застѣнчива, робка, стѣсняется говорить даже съ мужемъ, и нѣтъ человѣка, съ которымъ бы мужъ меньше совѣтовался о дѣлахъ, нежее ли съ женою.
1) См. ст. А. Н. Деревицкаю. въ Ж. М. Н. Пр., 1901, и ръ „Сборн. въ честь II. В. Никитина . Спб. 1901.
2) Gide, „Etude sur la condition privee de la femme dans le droit an
cien et moderne . Paris. 1867 (недавно переведено и на русскій языкъ.)