кого въ домѣ жена, неспособная по глупости ни на доброе, ни на злое; но сохрани Боже отъ такой, у которой ума больше, чѣмъ нужно женщинѣ! Такихъ «умницъ
Ипполитъ особенно не терпитъ. Но самого поэта, создавшаго такіе типы беззавѣтно любящихъ и самоотвер
женныхъ до героизма женщинъ, какъ Ифигенія, Макарія, Алкестида, мы не въ правѣ считать мисогиномъ.
На самомъ дѣлѣ въ трагедіяхъ Еврипида мы встрѣчаемся съ самыми разнообразными взглядами на женщину и на ея положеніе въ семьѣ и въ обществѣ *). Одни примыкаютъ къ обычнымъ воззрѣніямъ, которыя мы выше вкратцѣ охарактеризовали, въ родѣ, напр., того, что жен
щина всегда и вездѣ стоитъ ниже мужчины: всякая жена хуже мужа (Oedipi fr. 546); жизнь одного мужчины дороже жизни тысячи женщинъ (Iphig., 1394); жена муд
рая—раба мужа, а неразумная по своему безумію смотритъ на него презрительно (Oedipi fr. 545); мужъ— глава, и жена должна ему подчиняться: умный человѣкъ никогда не долженъ уступать женѣ бразды правленія (Cret., fr. 463), и т. д. Призвапіе женщины противопо
лагается призванію мужчины (Ифиг. въ Авл., 568 сл.); каждый долженъ оставаться вѣренъ своей сферѣ (Меіеagri fr. 522): развѣ могло бы быть благоустроеннымъ государство, если бы мужчины сидѣли за прялкой, а жен
щины принялись за военное ремесло? отрѣшенпыя отъ своего круга дѣятельности, онѣ не были бы полезны здѣсь, а мы—тамъ. Домашнее хозяйство—дѣло женщинъ; въ домѣ должна управлять жена, и въ тѣхъ случаяхъ,
когда мужъ плохо хозяйничаетъ, добропорядочная жепа можетъ поправить дѣла и спасти отъ разоренія. У Еври
пида повторяется, что лучшее украшеніе женщины— скромность, кротость и молчаніе. Идеальная жена сиднтъ дома и избѣгаетъ разговоровъ даже съ сосѣдками, съ ихъ сплетнями и болтовней, соблазнительной и вредной:
1) См. Nestle.