нейтралитета. При своемъ движеніи онъ долженъ былъ сообразоваться съ движеніемъ большого количества своихъ вспомогательныхъ судовъ, которыя должны были доставлять ему всѣ предметы первой необходимости, начиная съ угля и кончая продовольственными и боевыми припасами. Многоразличныя починки должны были производиться въ открытомъ морѣ, тогда какъ пользоваться попутными портами мы не могли въ силу нейтралитета. При такихъ условіяхъ задача ста




новилась небывалой, сверхчеловѣческой и первый разъ встрѣчающейся въ міровой исторіи.




Несмотря на всѣ трудности подготовки, происходящія отъ полной непригодности нашего морского министерства въ полномъ его составѣ, 2-я тихоокеанская эскадра 1-го октября 1904 года, наконецъ, вышла съ кронштадтскаго рейда. Что же такое въ дѣйствительности представляла изъ себя эта россійская, якобы непобѣдимая „армада и какими качествами обладала она, чтобы можно было разсчитывать на какой бы то ни было успѣхъ предпринятаго отчаяннаго рѣшенія? По числу вымпеловъ наша 2-я тихоокеанская эскадра превосходила эскадру Того. Но каковы были качества этихъ судовъ и насколько мы могли использовать ихъ должнымъ образомъ—было неизвѣстно. Боевыя качества нашихъ судовъ были настолько неудовлетворительны, что въ современномъ эскадренномъ бою они были заранѣе обре




чены на вѣрную гибель. Мы не будемъ говорить здѣсь о томъ старьѣ, которое было послано въ составъ 2-й тихоокеанской эскадры, которое имѣло слабую артиллерію и не было защищено броней. Сами японцы въ бою не останавливали на немъ своего вниманія и не тратили на него много снарядовъ. Надо имѣть въ виду здѣсь тѣ новые броненосцы и крейсеры, которые мы, наконецъ, съ грѣхомъ пополамъ окон




чили и которые въ дѣйствительности оказались настолько неудовлетворительными въ бою съ непріятелемъ, что часть ихъ погибла, а „Сенявинъ и „Апраксинъ , весьма мало поврежденные, попали въ плѣнъ съ цѣлыми трубами и мачтами.




Между прочимъ, наша общая неподготовленность была причиной того, что балтійско-цусимская эскадра наша была отправлена не вся сразу, а въ три пріема:




сначала двинулись главныя силы подъ начальствомъ адмирала Рожественскаго, за ними пошелъ отрядъ адмирала Добротворскаго и, наконецъ, въ послѣднюю очередь двинулся отрядъ адмирала Небогатова. Эта послѣдняя эскадра, впрочемъ, была со




вершенно безполезна. Составленная изъ старья, выбраннаго изъ числа броненосцевъ береговой обороны, она не имѣла никакого боевого значенія. Водоизмѣщеніе этихъ броненосцевъ было отъ 4.100—9.600 тоннъ, артиллерія ихъ была слабая, броня ухо




дила на четыре, пять футовъ ниже ватерлиніи, машины были настолько изношены, что не могли давать болѣе 12 узловъ ходу, да и личный составъ эскадры былъ, что называется, съ бору и съ сосенки. Несмотря, однако, на все это, эскадра адми




рала Небогатова сдѣлала въ походѣ больше, чѣмъ отъ нея можно было ожидать. До соединенія съ эскадрой Рожественскаго она сдѣлала путь скорѣе, чѣмъ остальныя, а именно въ 39 дней, пришла въ хорошемъ видѣ, по дорогѣ научилась ночью хо




дить безъ огней, благодаря чему въ цусимскомъ бою очень мало пострадала отъ минныхъ атакъ. Все дерево съ судовъ, вопреки даже приказаніямъ адмирала Роже