и представлялъ собою бронированный крейсеръ, но это было старье, онъ былъ построенъ въ 1895 году, тихоходъ и имѣлъ весьма небольшое боевое значеніе. Къ этой эскадрѣ было придано еще и нѣсколько миноносцевъ. Событія, совершавшіяся на Дальнемъ Востокѣ, слѣдовали съ большой быстротой и необходимость присутствія нашего морского отряда въ Тихомъ океанѣ съ каждымъ днемъ дѣлалась все болѣе и болѣе очевидной. Между тѣмъ адмиралъ Виреніусъ, со свойственной нашимъ морякамъ медленностью, подвигался небольшими переходами крайне медленно и, кромѣ того, еще шелъ чрезвычайно невнимательно. Такимъ образомъ, онъ упустилъ и далъ пройти двумъ бронированнымъ крейсерамъ, купленнымъ Японіей въ Италіи, кото




рые слѣдовали при помощи англійскаго экипажа. Крейсера эти были „Ниссинъ и „Кассуга , которые впослѣдствіи нанесли намъ не мало вреда въ боевыхъ столкно




веніяхъ. Адмиралъ Виреніусъ объяснялъ свою медленность боязнью за „Дмитрія Донского и миноносцевъ, которые не могли поспѣть за нимъ, но это нельзя при




знать за объясненіе, ибо кто же мѣшалъ ему оставить ихъ въ резервѣ, а самому съ „Ослябя и „Авророй двигаться быстрѣе впередъ. Наконецъ, 3-го февраля 1904 г. отрядъ этотъ прибылъ въ Джибути на сѣверо-восточномъ берегу Африки. Тѣмъ временемъ враждебный дѣйствія между нами и японцами уже начались, наша тихоокеанская эскадра понесла довольно значительныя потери въ видѣ поврежденій трехъ большихъ судовъ перваго ранга, полученныхъ ими во время внезапной предательской минной атаки въ ночь на 27-е января въ Портъ-Артурѣ. Виреніусъ получилъ приказаніе вернуться въ Кронштадтъ, гдѣ его эскадра должна была послужить ядромъ 2-й тихоокеанской эскадры, посылка которой давно уже въ принципѣ была рѣшена. Отправленіе этой эскадры не допускало отсрочки, такъ какъ мы съ мѣста понесли нѣкоторое пораженіе и могли разсчитывать поправить дѣло введеніемъ новыхъ су




довъ. Несмотря, однако, на настоятельную необходимость ускорить отправленіе 2-й




тихоокеанской эскадры, въ организаціи и снаряженіи ея встрѣтились огромныя затрудненія. Назначенныя въ составъ ея суда или были совсѣмъ не готовы, или устарѣли настолько, что совершенно не отвѣчали современнымъ требованіямъ отъ бое




выхъ судовъ. Къ числу неготовыхъ судовъ принадлежали между прочимъ и четыре новыхъ броненосца, начатыхъ постройкой уже давно, но, вслѣдствіе присущей намъ медлительности въ судостроеніи, работы по постройкѣ не были еще приведены къ концу. Кромѣ этихъ броненосцевъ, мы располагали тремя броненосцами стараго типа, которые требовали большого ремонта, затѣмъ у насъ было еще нѣсколько старыхъ крейсеровъ и небольшое число контръ-миноносцевъ. Въ сущности говоря, у насъ было достаточное число военныхъ судовъ, но дѣло въ томъ, что они были разбросаны.




Наше общество совершенно не имѣло почти никакого понятія о своемъ флотѣ, такъ какъ наше морское дѣло было секретомъ только для однихъ насъ, поэтому, чтобы дать понятіе о нашихъ морскихъ силахъ, приходится обращаться къ иностраннымъ источникамъ. Наканунѣ нашей войны съ Японіей въ американскомъ журналѣ появилась статья „Военные флоты Японіи и Россіи съ подробнымъ перечисленіемъ судовъ.