Сравнительно со старыми культурными пародами Азіи эллины народъ молодой; родственныя по языку племена лишь постепенно сгруппировались подъ этимъ именемъ; ихъ исторію составляетъ счастливое созданіе національнаго единства и тщетное исканіе единства политическаго.
До того времени, когда это имя вошло во всеобщее употребленіе, они имѣютъ о своей старинѣ только иеопредѣленныя и сказочныя свѣденія. Они считаютъ себя автохѳонами на гористомъ, изрѣзанномъ заливами полуостровѣ, отъ Скарда и верховьевъ Аксія тянущемся къ югу до Тэнара. Они упоминаютъ о какомъто царѣ Пелазгѣ, правившемъ въ Аргосѣ, царство котораго обнимало Додопу и Ѳессалію, склоны Иинда и Пэонію, всю землю «до свѣтлыхъ водъ Стримона»; вся Эллада, говорятъ они, нѣкогда звалась Пелазгіей.
Сѣверныя племена остались въ своихъ горахъ и долинахъ, сохранили свой земледѣльческій и пастушескій бытъ, свою исконную религіозность, которая, не давая еще богамъ отдѣльныхъ именъ, называла ихъ просто «силами», потому что «въ ихъ силѣ все», и которая въ смѣнѣ свѣта и тьмы, жизни и смерти и въ явленіяхъ природы видѣла свидѣтельства и примѣры ихъ строгаго господства.
Другія племена нужда дома или любовь къ скитальчеству повела къ сосѣднимъ берегамъ моря или за море, гдѣ они могли искать себѣ добычи въ войнѣ и морскомъ разбоѣ и основать себѣ новое отече
ство съ помощью рѣшимости и силы. Въ тѣ времена отъ личной силы зависѣло все, и полная рѣшимость и самостоятельность была условіемъ успѣха предпріятій и вѣ.рности наживы; идея божества у пихъ перемѣнилась: вмѣсто прежппхъ мирныхъ, жившихъ и дѣйствовавшихъ среди природы божествъ, у нихъ были и считались теперь божествами силы, двигавшія и нанолнявшія текущую ихъ жизнь, существа одаренныя энергичной волей, рѣшительностью и могучей рукою. За наружной перемѣной послѣдовала и внутренняя; они стали эллинами. Одни ограничились тѣмъ, что спустились съ горъ въ равнины Ѳессаліп, Віотіи, Пелопоннеса и остались тамъ;другихъ манило Эгейское море съ его красивыми островами и берегъ къ востоку отъ нихъ съ
его обширными плодоносными равнинами, позади которыхъ высятся ведущія къ центральному плоскогорію Малой Азіи горы,—а ростущее движеніе посылало имъ вослѣдъ все новыя и новыя толпы.
Въ самой Греціи, гдѣ «цари» со своими «гетэрами», своими дружинниками, спустились въ близлежащія долины и равнины и изгпали или покорили прежнихъ обитателей, развилось правящее сословіе гетэровъ; царскую власть, съ которой они начали, они скоро устранили или низвели къ одному лишь имени, чтобы обезпечить за господствомъ аристократіи болѣе строгую замкнутость и устойчивость.
Съ своей стороны изгнанники и переселенцы, чтобы прочнѣе утвердиться и быстрѣе распространиться на чужбинѣ и среди чужихъ, начали искать и скоро нашли еще болѣе свободныя формы жизни и возможности къ еще болѣе быстрому, смѣлому развитію своихъ силъ; они значительно опередили метрополію своимъ богатствомъ, житейскимъ комфортомъ и развитіемъ искусства.
Пѣсни Гомеридовъ являются завѣщапіемъ этого обильнаго движе