Основной предпосылкой возникновения и развитая Москвы явилось скрещивание узла транзитных торговых путей, пересекавших русскую равнину. Первоначальный
речной путь по Днепру «из варяг — в греки», создавший ряд городов Киевской Руси, был в XII веке закрыт вследствие ряда исторических событий. Основной причиной, вызвавшей эту передвижку торговых путей, был захват крестоносцами в 1204 г. Константинополя. Восточная торговля, шедшая раньше из Черного в Балтий
ское море по Днепру, пошла теперь прямо из Сирии, Палестины и Египта в Венецию и Геную. «Великий водный путь из варяг — в греки, на кото
ром вытянулась цепь древнерусских городов, заглох, а с ним вместе стали глохнуть и города. Окончательно их добило татарское нашествие» (М. Н. Покровский «Русская история в сжатом очерке», М. 1932, стр. 26).
Торговые потоки переместились с Днепра на Волгу, получившую характер основной водной магистрали, связавшей Волжский юго-восток с Новгородским северо-западом. Вторым направлением, завязавшим мо
сковский узел, был торговый путь из Смоленска (из Западной Европы) на восток на Владимир и на Волгу. Пересечение этих основных магистра
лей, осложненное целым рядом других дорог (на север в Архангельск и на юг в Крым), создало предпосылку для возникновения феодального центра (Кремля), контролировавшего товарные потоки русской равнины и собиравшего дань с окрестного крестьянского населения.
Первоначально московский Кремль был только передовым военным форпостом Владимирского княжества. Однако продолжавшийся под влиянием татарских набегов отлив населения из Владимирского княжества на