избежным спутником всякого феодального города. Интересы обороны и дороговизна стен требовали минимального периметра укреплений, а замкнутость городского пространства вела к скученности построек и людей.
Пучок дорог, сходящихся к одному центру (рынок, замок) и перехва
ченных кольцами стен, — вот планировочная сеть средневековой Москвы. Первоначальным «окаменением» была стена Кремля, защитившая от внеш
них (и своих) врагов союз московских светских и духовных феодалов.
Первая каменная стена Кремля была создана в 1367 г.; дошедшая до нас стена построена в 1485—1495 гг. Развившийся вне этой стены (но под ее прикрытием) посад огородился второй каменной грядой — квадратной стеной Китай-города (1536 г.), поставленной по валу, насыпанному по некото
рым указаниям в конце XIV века. Дальнейший рост города привел к тому, что новое территориальное напластование — Белый город (дворяне, купцы и ремесленники)—было защищено стеною Белого города (1586— 1593 гг.), укрепившей земляной вал, насыпанный, повидимому, уже
в XIV веке. Последним военно-феодальным образованием были стена (правда, деревянная) и ров Земляного города, построенные для защиты быстро разраставшегося посада в 1583 г. и возобновленные в 1638 г. В XVIII веке с исчезновением непосредственной военной опасности и с ростом населения на базе растущего мануфактурного производства и торговли средневековый городской план Москвы начинает изменяться. Возникающая мануфактурная промышленность по требованию производ
ства располагается по водным бассейнам и трактам. Развивающееся производство и развертывающаяся торговля создают сеть производствен
ных и торговых подцентров, окружающих широким поясом главный центр в Кремле и в Китай-городе. Старая радиальная сеть магистралей «рабо
тает» только на исторический центр, связывая с ним городскую периферию. Задачу же связи между собой сети новых подцентров, окружающих круг
лое пятно московского феодального плана, берут на себя новые кольцевые магистрали, прокладываемые вместо ставших исторической помехой кре
постных стен. Стена — граница движения при феодализме — заменяется кольцом —элементом связи при капитализме.
1 Несмотря на то, что исторические планы Москвы опубликованы очень давно и «критическое сравнение их было бы очень полезно» . . ., до сих пор сравнительного анализа этих планов не существует.
«Предмет этот ожидает делателей» — эти слова Мартынова и Снегирева, написанные около 100 лет назад, справедливы и по сей день.
Следует заметить, что изучение планов Москвы XVII века затрудняется обширностью и несистематизированностью материала. Так, все основные планы Москвы
АНАЛИЗ ПЛАНОВ МОСКВЫ
Первые планы Москвы (неизвестно, кем и где составленные) принадлежат XVII веку (если не считать герберштейновского рисунка Кремля 1517 г.). Несмотря на трехсотлетнюю давность и многочисленные издания, скольконибудь серьезного анализа этих планов не существует 1. Для определения