ЖИВОЙ ЧЕЛОВЕК НА ТЕАТРЕ

В развитие дискуссии о драматурге и актере — см. №№ 4,5,6 и 7 „Нового Зрителя .
В жизни каждого зрелищного кружка, работающего над мелкими формами, периодически наступают критические моменты, а именно: когда кружку предстоит выбирать материал для очередной постановки.
Прежде всего, текстового материала крайне мало, выбирать не из чего. А то, что есть — далеко неудовлетворительно. Все те недостатки, которые отмечают в своих статьях т.т. Павлов и Бескин, повторяются и в клубном репертуаре. Как же с этим бороться?
Прошлогодние репертуарные совещания с участием маститых драматургов и деятелей театра, не принесли никакого облегчения злосчастной уча
сти зрелищных кружков. Работники театра наговорили много красивых фраз, драматурги пожа
ловались, что клубы плохо оплачивают их работу и дело этим ограничилось. Драмкружки получили жалкую подачку от профтеатра в виде упрощенных переделок нескольких пьес. Кружки, ра
ботающие на мелких формах, не получили ничего. По прежнему единственный источник, откуда они могут черпать свой репертуар — это сборники «Синей Блузы».
Сделав пару реверансов перед театральным Олимпом, культцентры успокоились, как-будто исчерпаны вое средства для создания клубного репертуара. Но это сплошная ошибка! Ошибка потому, что до сих пор ничего не предпри
нято, чтобы наладить производство клубного репертуара там, откуда всего естественнее ждать его появления. А именно — в самом клубном активе.
Авторов, сочиняющих клубные тексты, главным образом живогазетного типа, уже и теперь множество. Вещи собственного производства во
многих клубах появляются регулярно. На первом месте, конечно, студенческие клубы. В период работы действенных кружков I и II университе
тов, Педтехникума и др. — репертуар их был исключительно самодеятельным. Опыт показы
вает, что в каждом ВУЗъе можно создать кадр авторов, которые подготовляют репертуар (неважно, что это делается иногда с помощью руко
водителя, иногда не без нажима со стороны пра
вления клуба). Не так широко, но попользуется самодеятельный материал и во многих профсоюзных клубах.
Культ-центры виновны в том, что все эти попытки самообслуживания не шли дальше кустарного производства текстов для одного кружка. Работа авторов была эпизодической и случайной.
«Таланты» их не получали никакого поощрения и не имели дальнейшего развития. Работа авторов всегда была бесплатной, а потому среди других занятий ощущалась, как очень тяжелая дополнительная нагрузка.
Между тем, по качеству выполнения, эта клубная драматургия ничуть не хуже того, что
пишется профессионалами и печатается в разных сборниках. Во всяком, случае, многие клубные авторы обладают значительными способностями. Им не хватает выучки, знания приемов, практики. Зато они гораздо лучше знают тот быт (студенческий, рабочий), о котором пишут. Герои са
модеятельных пьес, хотя и неумело выведенные, все ж говорят живым, красочным языком, а не разводят бледную размазню казенной агитки.
Организованная поддержка этой самодеятельной текстовой работы может принести несомнен
но большую пользу, чем хождения на поклон к ак-театрам. Как первые меры к развитию само
деятельного производства текстов можно было бы предложить следующее:
1) консультацию в центре по вопросам текстовой работы, главным образом, в области малых
форм;
2) сбор и учет всего местного материала с расценкой его, при чем отзывы сообщаются автором:
3) периодическое премирование лучшего материала.
В дальнейшем эти первичные меры должны развернуться в мощную организацию клубных текстовиков. В мою задачу не входит точно наме
чать схему этой организации. Ограничусь только общими чертами. Низовой ячейкой текстовиков в клубе является группа в 3—4 автора, которая работает самостоятельно; лишь иногда на ее со
брания наезжает инструктор из центра и напра
вляет ее работу. Эти группы объединяются в более
широкие кружки текстовиков (например, при губотделах). Кружки собираются раза два в месяц, при чем зачитывается и критикуется работа каж
дой клубной ячейки. Материалы, принятые губотделом для постановок в нескольких клубах,
оплачиваются авторам хотя бы в минимальном размере. Руководить всей работой в масштабе
губотдела может один инструктор, который ведет центральный кружок и выезжает в местные ячейки.
Наконец, в центре для наиболее способных авторов, решивших специализироваться на этой работе, организуется постоянная мастерская с практическими и теоретическими занятиями. Здесь же работает редколлегия, формируя сборники, где печатаются лучшие материалы.
НИКОЛАЙ ЛЬВОВ
Театр Революции„Человек с портфелем
Л. Волков в роли проф. Андросова