„ЧЕЛОВЕК С ПОРТФЕЛЕМ“[*)]

Бишкирова (Волгина) и Гранатов (Лишин)
Весьма интересная тема, хорошая, подчас великолепная игра, но все же надуманная
вещь. Автор взял для своей пьесы тему об «интеллигенции и Октябре», о том, как ей
трудно понять Октябрь, слиться с ним, личное индивидуальное творчество свое связать, влить в работу коллектива, быть с ним вместе, жить его вопросами, радостями, трудностями и печалями. Это работа большая и нелегкая и не только для интеллигенции, которая ломает себе шею на ней, остается чуждой окружающему и свои неудачи
и неумение приписывает исключительно подходу к ней ставшего у власти нового класса, но и для самой новой власти. Вовлечь в творческую работу интеллигенцию, не как спецов на почве спецставки, а как товарищей по работе, не менее нас в ней заинтересованных, горящих восторгом открывающихся возможностей и перспектив, бла
годаря тому, что у власти стоят трудящиеся, — над этим стоит поработать, эту тему можно и нужно старить литературе и сцене. Но зачем надо изо
бразить мелодраматического злодея, который для портфеля, для карьеры готов на всякие мыслимые и немыслимые преступления?
Выходцу из чужой среды трудно уйти от своего прошлого, порвать с ним, оно преследует его по пятам, но все это становится достойным для драмы сюжетом, если он действительно хочет с ним порвать. В данной пьесе этого нет, изображен просто негодяй, и его пафос в послед
нем действии непонятен, как и непонятно, чем он мог так обворожить окружающих, своего старого профессора, своих юных слушателей, всех встречавшихся на его пути людей. Нет в пьесе худо
жественной правды по отношению к центральной фигуре и центральной теме, по отношению к Гра
натову и вопросу об «интеллигенции и Октябре». Зато большинство остальных персонажей художественно выдержаны и потому спектакль смотрится с удовольствием. Великолепен профессор Андросов, который мне лично весьма напоминает проф. Лестафта, и мальчик — сын Гранатова, хороши обломки старой жизни — мать Грана
това и старый слуга, жена которою, в пополнении актрисы, каррикатурно злобна.
Наш театр растет, растут наши артисты, мы и от прошлого времени сохранили довольно значительные артистические силы, которые помогли
„Человек с портфелем“
В вагоне-ресторане
[*)] Считая постановку «Человека с портфелемв Театре Революции значительным явлением в жизни советского театра, редакция открывает страницы журнала для откликов на эту постановку.
бы насаждать новую культуру, но у нас еще нет или вернее почти нет художественных пьес, отра
жающих нашу новую жизнь, разрешающих в хужественной форме проблемы, перед нами стоя
щие, творящих новые законченные типы нашего времени, создающих, одним словом, героев на
шего времени, героев в ковычках и без оных. Ко
нечно, в революционные эпохи, такие, как наша, мы переживаем, обыкновенно, больше героев в жизни, чем на сцене; мало еще законченных типов, они еще творятся и мы их недостаточно
освоили, но театр все же настойчиво ждет автора, жизнь его требует, и он должен явиться.
А. СОЛЬЦ