„ФРИЦ БАУЭР“

(Моск. Театр для Детей)
Коренева (Фриц,) и Гальнбек (Курц)
Новая постановка Московского театра для детей «Фриц Бауэр» — представляет интерес не только с точки зрения театральной, но и спе
циально педагогической. Вполне понятно, что такая постановка выросла именно в этом театре, вплотную связанном со своими зрителями. Правильно почувствовав интересы современных под
ростков, театр нашел простой и в то же время товарищески-серьезный тон для занимательной пьесы о педагогически правильной установкой. Да, борьба еще не окончена, — скажет себе наш подросток, посмотрев этот спектакль, и еще ярче почувствует, как велика разница между его жизнью и жизнью детей, растущих за пределами страны Советов. Но будучи навязчиво тенденциозным, спектакль несомненно вызовет самостоятельную работу детской мысли. В цепи интересных и нужных постановок Московского Театра для
Детей — этот спектакль ценен еще и тем, что он смело ставит новый опыт — опыт создания детской драмы. Спектакль очень сильно воспринимается зрителями — так, приходилось наблюдать даже слезы: но это не страшно, поскольку эти слезы не расслабляют детей, а воспитывают в них чувство протеста против насилия, подгото
вляют юных зрителей к дальнейшей борьбе за освобождение угнетенных зарубежных братьев. (Надо только совсем убрать выкрики, и нажим, порой имеющие место у отдельных исполнителей,
как, например, Фриц — Коренева, Эльза — Ивакинская).
А что эта постановка может воспитывать чувства солидарности с угнетаемыми капиталом за
рубежными братьями, видно из того, как живо и по-детски сознательно юный зритель реагирует на отдельные места пьесы: например, сцену Фрица с жандармским офицерам Курцем, где послед
ний добивается узнать от Фрица местопребывание отца его — Карла Бауэра, детвора не только смотрит с затаенным дыханием, но и проявляет явное беспокойство, как бы Фриц не открыл жандарму, где находится его отец; поэтому из зрительного зала слышатся советы Фрицу: «не говори , не открывай, не надо говорить, молчи, Фриц».
С точки зрения чисто театральной, надо отметить действенную насыщенность спектакля, хороший теми, ясность и вы разительность мизансцен. Удачна установка художника Гольца, передающая вполне реально и в то же время с большой театральной выпуклостью места действия. Похвалы заслуживают и артисты, создавшие цельные, правдивые типы. Даже исполнители сравнительно небольших ролей: Стиненслейна (Рау
зе), детей (Паркалаб, Лебедева, Леоненко, Миронов) дали ясно очерченные, убедительные типы.
В постановочном отношении (режиссеры Наталья Сац и Рейх) наиболее интересна картина в школе, как-бы изнутри рисующая сущность и взаимоотношения действующих лиц и органически свя
занная с художественным оформлением Гольца. Слабее остальные — а в первой картине ненуж
ной агиткой веет от пения «Смело, товарищи, в ногу».
Спектакль «Фриц Бауэр» предназначен, главным образом, для передвижки. Можно быть уве
ренным, что этот увлекательный спектакль будет хорошо принят не только подростками, но и взрослыми, особенно в рабочих районах.
Ф. МОНОЧИНЕНКОВ
Моск. Театр для Детей
В. Лебедева,Е. Васильев,Н. Филиппов,В. Воронова,Ф. Вересов,
В. Павлова